Слово «мустанг» пришло из книг и фильмов о Диком Западе. Ковбои, индейцы, родео, прерии... В нашей стране тоже на воле, в степи, пасутся самые настоящие мустанги – и не просто в степи, а на острове, возникшем среди степей!
Американские мустанги произошли от лошадей европейских колонистов, завезённых в Новый Свет в XVI в., а о диких лошадях с острова Водный на озере Маныч-Гудило говорят разное. Кто-то считает их потомками лошадей Красной Армии, оставшихся со времён Великой Отечественной войны, кто-то относит их появление к периоду Гражданской войны, когда в этих местах обе стороны теряли и коней, и их хозяев, кто-то вообще возводит родословную к табунам Чингисхана...
Легенды красивые – но это только легенды. История о том, как табун лошадей вернулся к жизни в дикой степи, гораздо короче, но не менее интересна! В 1948 году между расположенным в Предкавказье, на границе Калмыкии, Ставрополья и Ростовской области солёным озером и соседним Пролетарским водохранилищем прорыли канал для сброса воды. Уровень озера (до этого почти каждое лето пересыхавшего) поднялся, и буквально за один день холмистый степной полуостров стал островом – небольшим, всего 12 на 4 км.
На этом клочке суши оказались отрезанными от берега несколько сотен овец и табунок из десятка лошадей донской породы, которых пасли здесь работники ближайшего колхоза. Овец вывезли на лодках, а лошадей вывезти было не на чем, да и не шли они к людям – испугались внезапного наводнения.
И зимой, когда озеро замёрзло, и можно было перевести по льду, тоже не пошли, так и остались жить на острове. Со временем манычские мустанги (или донские) одичали настолько, что в 1980-х годах, когда поблизости решили открыть кумысолечебницу, при попытке направить в загоны ломали загородки.
Небольшого островка лошадям вполне хватало не просто для пропитания, но и для процветания – сегодня популяция мустангов на Водном насчитывает около 300 голов. С 1995 года остров вошёл в состав Ростовского государственного заповедника.
Биологов (особенно генетиков) очень заинтересовал тот факт, что в популяции мустангов, которая больше 60 лет существует строго в условиях близкородственного скрещивания, полностью отсутствуют признаки вырождения, зато сохраняются признаки породы. Получается, что у мустангов с озера Маныч – самый чистый «донской» генотип, который можно было бы использовать в современном коневодстве…
Но потомки «островных» лошадей по-прежнему не доверяют людям и не подпускают к себе даже знакомых сотрудников заповедника. В летнюю жару, когда пересыхают все источники пресной воды, егери приплывают на остров и наполняют поилки из специально подведённого водопровода. В это время туристы, посещающие заповедник по программам экологических троп, могут полюбоваться на табуны мустангов, возглавляемые мощными вожаками.
Но только полюбоваться издали – попытки подойти поближе лошади могут воспринять как угрозу жеребятам, и тогда самую большую опасность для неосторожных людей представляют не жеребцы, а кобылицы, нападающие не раздумывая и без предупреждения!