Первые упоминания о том, что орехи – великий дар богов людям, можно найти в древних китайских трактатах. Жаль, что там не уточняется, какой именно орех имелся в виду – на Дальнем Востоке их множество! Однако почти везде в Евразии священным и легендарным является обычный лесной, он же лещина, фундук.
Казалось бы, какое лакомство может быть доступнее обычного ореха? Растёт он практически по всем лесам от Арктики до субтропиков, плодоносит обильно – сходи в сезон да набери, храниться может долго, лишь бы не оказался в сырости.
Тем не менее, в древнем Вавилоне жрецы посчитали орех «запретным плодом», разрешив его употреблять в пищу только знатным людям, не обидев при этом и себя. Почему? Существует версия, будто жрецы первыми заметили, что употребление фундука улучшает память, обостряет ум, повышает активность – от мыслительной до сексуальной. И посчитали, что простому народу быть слишком умным ни к чему.
Древние греки были не столь строги – они всего лишь посвятили орех богу торговли, изобилия и богатства Гермесу. Его «коллеги» в мифологии других народов – римский Меркурий, кельтский Луг, славянский Велес – также отдавали должное ореху. Видимо, за его исключительное плодородие, способное в урожайный год обеспечить пищей даже тех, у кого не уродился хлеб. У германских народов орех «забрал» себе верховный бог Один (Вотан) – и ореховый посох считался символом власти.
А заодно служил оберегом сразу от нескольких напастей: гнева небес (в орешник никогда не бьет молния), неправедных мыслей и несправедливости, нечистой силы. Хотя и считалось, что корни ореха дотягиваются до самого Подземного мира с его обитателями, но «гостить» на его ветвях могли только души умерших предков и духи-охранители.
Вредителям же разного рода (в том числе змеям и мышам) достаточно было учуять ореховый прутик или наткнуться на обведённый им круг, чтобы бежать без оглядки. Даже святой Патрик, по легенде, изгонял змей из Ирландии при помощи орехового посоха. Не исключено, впрочем, что любимый кельтский святой попросту унаследовал этот атрибут у друидов, для которых ореховый жезл был символом беспристрастия и правосудия.
Не была забыта и плодовитость лещины, которой она должна была непременно поделиться при правильном подходе. Римляне, например, во время цереалий (весенних празднеств, посвящённых богине Церере) зарывали орехи на полях. У славян, особенно южных, принято осыпать орехами новобрачных, чтобы в семье было богатство и множество детей. Позже орехи сменили на пшеницу, рис или пшено.
Незамужние девушки прятали орехи в сундуках с приданным, чтобы оно быстрее «росло». А уж если влюбленные, щёлкая орешки на прогулке или на посиделках, находили в одном из них два ядрышка – следовало тут же поделиться со второй половинкой, и совместная жизнь непременно должна была сложиться счастливо!