ВКонтакте Одноклассники YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

«Он создал русский пейзаж»

Кармолис » Блог » Это интересно » «Он создал русский пейзаж»

Эти слова были сказаны Левитаном о своём учителе – Алексее Кондратьевиче Саврасове. Да, пейзажисты в русском искусстве были и до Саврасова, и после, но то, что его творчество было выдающимся явлением и важной вехой в становлении именно русской, самобытной, отличающейся от всех остальных школы «видописи», как этот жанр тогда называли – несомненно.

Вехи этой могло и не быть: Алексей Кондратьевич родился в семье мелкого торговца, купца 3-й гильдии, и хотя талант рисовальщика в нём проявился рано, отец настаивал, чтобы его наследник занимался коммерцией, продолжал семейное дело. Когда юный Саврасов всё-таки поступил в Московское училище живописи и ваяния, глава семьи даже выселил его из квартиры на чердак и запретил продолжать занятия. Потребовалось 4 года и вмешательство обер-полицмейстера Москвы генерала И.Д. Лужина, слывшего ценителем и просвещённым покровителем искусств, чтобы вернуть одного из лучших учеников в пейзажный и перспективный класс художника Карла Ридуса.

Первые самостоятельные картины Саврасова – пейзажи его родной Москвы и Подмосковья: вид с Воробьёвых гор, Кремль в лунном свете, Кремль в ненастную погоду. Именно погода удавалась лучше всего: сам Кремль мог быть прорисован очень условно, далёким силуэтом с золотой «каплей» колокольни Ивана Грозного – а облака ясно говорили, что вот-вот разразится гроза.

В дальнейшем именно воздух, тучи и игра света в них станут отличать картины Алексея Кондратьевича от работ других мастеров. Как он сам говорил ученикам: «Сколько в пейзаж берёзок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит, пейзаж дрянь!».

Учеников у Саврасова было много: уже в год окончания училища, в 1854-м, он получил звание академика, а ещё через 4 года возглавил пейзажный класс, впоследствии стал одним из авторов учебника живописи. К себе в класс Алексей Кондратьевич набирал молодых, 14-15 лет, романтиков с горящими глазами, отчасти заменявших ему семью. Левитан, Коровин, Каменев, Нестеров... За 25 лет воспитания лирического отношения к природе и любви к родной земле список получился длинным.

Тем тяжелее было российской художественной общественности наблюдать изменения, происходившие с Саврасовым к старости: личная жизнь не сложилась, художник стал постепенно спиваться и впал в нищету. Иногда ему помогали коллеги и ученики, иногда меценат Третьяков, а иной раз великий пейзажист для заработка рисовал копии своих былых картин и продавал почти за бесценок, как некогда первые детские рисунки.

Большие картины, написанные в этот период, отличает мрачная атмосфера, на них появляются могилы, болота, чадящие фабрики - даже любимый воздух художника становится холодным и тёмным. Рисовать Саврасов не перестал почти до конца жизни, но былой лёгкости и поэтичности, за которые ценили его творчество, уже не было.

Облако тегов

фармацевтика (4) свобориное дерево (1) День юнната (1) коричник китайский (1) Мария Терезия (1) русская баня (1) Новолетие (1) Крещение (2) режим дня школьника (3) галеновые препараты (1) Российская империя (1) праздники осени (3) боль в суставах (3) применение корицы (1) простуда (19) фасоль (1) каникулы (5) Добродея (1) растения в космосе (1) праздники марта (1) монахи (1) история применения (4) свойства мелиссы (1) Кавказский заповедник (1) гигиена (1) пряные травы (7) символизм (2) хризантемы (1) желудок (1) праздник любования хризантемами (1) Пробуждение Водяного (1) живица сосны (1) Громница (1) лечение простуды (3) репа (1) стиль сада (1) аптека на грядке (4) заповедники России (28) болгарский перец (1) польза алтея (1) сентябрь (1) чай с историей (17) переедание (1) мёд в истории (1) специи (1) стевия (1) мята (2) Борис Кустодиев (1) праздник любования кленовыми листьями (1) праздники в честь растений (1)