ВКонтакте Одноклассники YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

«Он создал русский пейзаж»

Кармолис » Блог » Это интересно » «Он создал русский пейзаж»

Эти слова были сказаны Левитаном о своём учителе – Алексее Кондратьевиче Саврасове. Да, пейзажисты в русском искусстве были и до Саврасова, и после, но то, что его творчество было выдающимся явлением и важной вехой в становлении именно русской, самобытной, отличающейся от всех остальных школы «видописи», как этот жанр тогда называли – несомненно.

Вехи этой могло и не быть: Алексей Кондратьевич родился в семье мелкого торговца, купца 3-й гильдии, и хотя талант рисовальщика в нём проявился рано, отец настаивал, чтобы его наследник занимался коммерцией, продолжал семейное дело. Когда юный Саврасов всё-таки поступил в Московское училище живописи и ваяния, глава семьи даже выселил его из квартиры на чердак и запретил продолжать занятия. Потребовалось 4 года и вмешательство обер-полицмейстера Москвы генерала И.Д. Лужина, слывшего ценителем и просвещённым покровителем искусств, чтобы вернуть одного из лучших учеников в пейзажный и перспективный класс художника Карла Ридуса.

Первые самостоятельные картины Саврасова – пейзажи его родной Москвы и Подмосковья: вид с Воробьёвых гор, Кремль в лунном свете, Кремль в ненастную погоду. Именно погода удавалась лучше всего: сам Кремль мог быть прорисован очень условно, далёким силуэтом с золотой «каплей» колокольни Ивана Грозного – а облака ясно говорили, что вот-вот разразится гроза.

В дальнейшем именно воздух, тучи и игра света в них станут отличать картины Алексея Кондратьевича от работ других мастеров. Как он сам говорил ученикам: «Сколько в пейзаж берёзок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит, пейзаж дрянь!».

Учеников у Саврасова было много: уже в год окончания училища, в 1854-м, он получил звание академика, а ещё через 4 года возглавил пейзажный класс, впоследствии стал одним из авторов учебника живописи. К себе в класс Алексей Кондратьевич набирал молодых, 14-15 лет, романтиков с горящими глазами, отчасти заменявших ему семью. Левитан, Коровин, Каменев, Нестеров... За 25 лет воспитания лирического отношения к природе и любви к родной земле список получился длинным.

Тем тяжелее было российской художественной общественности наблюдать изменения, происходившие с Саврасовым к старости: личная жизнь не сложилась, художник стал постепенно спиваться и впал в нищету. Иногда ему помогали коллеги и ученики, иногда меценат Третьяков, а иной раз великий пейзажист для заработка рисовал копии своих былых картин и продавал почти за бесценок, как некогда первые детские рисунки.

Большие картины, написанные в этот период, отличает мрачная атмосфера, на них появляются могилы, болота, чадящие фабрики - даже любимый воздух художника становится холодным и тёмным. Рисовать Саврасов не перестал почти до конца жизни, но былой лёгкости и поэтичности, за которые ценили его творчество, уже не было.

Облако тегов

польза шоколада (1) чай в Индонезии (1) март (3) Нострадамус (1) Карл Линней (1) монастырь кармелитов (1) состав мёда (1) Пётр и Феврония (1) семейное дерево (1) эфтоное масло сосны (1) лечение чесноком (1) руккола (1) К.Е. Маковский (1) монастырский огород (1) редкий чай (1) фармацевтика (4) история картофеля (1) кармелиты (4) готовимся к осени (1) Яков Брюс (1) Виктор Борисов-Мусатов (1) экзаменационный стресс (1) мифы об анисе (1) Пётр Елисеев (1) Всемирный день поцелуя (1) усадьбы Подмосковья (5) смех (1) замки Австрии (1) Борис Кустодиев (1) Кавказский заповедник (1) символика растений (1) праздники (5) Медицинский сад (1) парки (3) вакцинация (2) легенды о розмарине (1) легенды о растениях (4) ООПТ (2) Воронинский заповедник (1) Аполлинарий Васнецов (1) ботанический сад имени Демидова (1) дорожная аптечка (6) белладонна (1) Кармолис Спрей (3) эфирное масло эвкалипта (1) лечение (1) легенды и поверья (2) Григорий Антонович Захарьин (1) легенды о лимоне (1) хлеб (1)