Когда речь заходит о заповедниках, многие представляют себе бескрайние просторы нетронутой тайги или дальние острова. Между тем территории с природой, уникальность которой отмечена на мировом уровне и нуждается в государственной охране, есть и в самом центре России, среди давно обжитых земель, в Московской области. Правда, заповедник в Подмосковье один-единственный – Приокско-террасный.
В давние времена почти вся долина Оки была покрыта густыми лесами. К востоку от Серпухова в пойме было несколько участков самой настоящей степи, с ковылем, типчаком и другими растениями, характерными для Поволжья, Придонья и других южных регионов. Впервые их описал в 1887 году ботаник Н.Н. Кауфман, и долгие годы его коллеги настаивали на том, что уникальная Окская флора нуждается в охране и защите – ведь в любой момент кусочки степи могли быть распаханы, вытоптаны скотом, застроены.
Только в 1945 году было принято решение о создании Московского заповедника из 5 отдельных участков, один из которых расположился на террасах поймы Оки. В 1948-м году каждый участок получил статус самостоятельного заповедника, а уже в 1951-м 4 из них были расформированы: природу в них сочли достаточно обычной. Однако степной берег Оки так и остался под защитой. А с 1978-го – под особой: заповедник получил статус биосферного и был включен в особую сеть ЮНЕСКО, отслеживающую экологические изменения во всем мире.
Приокско-террасный заповедник – один из самых маленьких в нашей стране, чуть меньше 50 кв.км. Однако на этом небольшом участке сохраняется почти тысяча видов растений, являющихся представителями самых разных биологических сообществ: от таёжных ельников и сосновых боров до степного ковыльного ковра.
Несколько видов растений, встречающихся в приокских долах, занесены в Красную книгу России. Есть среди них и те, которые стали редкими из-за неумеренного сбора в качестве лекарственного сырья. Например, ятрышник шлемоносный, относящийся к луговым и лесным орхидеям, пострадал из-за своих клубней, очень популярных в народной медицине. Высушенные клубни известны как «салеп», такое же название носит и напиток на их основе, который некогда в холодную погоду пила вся Османская империя для защиты от простуды. Использовали ятрышник и как общеукрепляющее средство, и как стимулятор нервной системы, и при проблемах с пищеварением, а надземная часть применялась и наружно.
Нельзя не упомянуть и животных, ставших символом Приокско-террасного биосферного заповедника – зубров. Эти лесные быки, некогда обитавшие по лесам от Атлантики до Волги, в природе были истреблены: в 1927 году на всей планете насчитывалось только 48 зверей по разным зоопаркам Европы. Усилия учёных и защитников природы позволили восстановить численность вида до 3 500 особей, и немалая заслуга в этом именно работников Приокского заповедника. В наши дни туристы, приезжающие в заповедник, могут увидеть и зубров, и их ближайших родственников, американских бизонов (тоже некогда почти вымерших), и в вольерах питомника, и в дикой природе – со специальных смотровых вышек и экологических троп.