Нереальная реальность

Многие из тех, кто смотрит на гималайские пейзажи кисти Николая Константиновича Рериха, считает изображённые на них горы условными, вымышленными, а игру красок – не более чем художественным приёмом, призванным создать определённое настроение, передать эмоции. Другие обращают внимание на упрощение очертаний, отсутствие мелких деталей: не гора – символ горы.

Один из самых известных художников и философов России начала ХХ века действительно был не чужд и мистическому символизму, и условности в изображениях, иной раз запечатлевая на картине не столько то, что может увидеть каждый, столько то, как воспринимал увиденное сам Рерих. Но при этом Николай Константинович умел передать и мельчайшие детали, и очень точно подобрать цвет, и, главное, показать редкую, длящуюся иногда считанные секунды игру света, буквально «остановить мгновение».

Внимание к деталям, подробностям, мелочам – это из археологии. Самостоятельные раскопки Рерих начал проводить, будучи гимназистом, в студенческом возрасте (а учился он одновременно на юридическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств) стал членом Русского археологического общества. В 24 года он ведёт в Петербургском Археологическом институте специальный курс «Художественная техника в применении к археологии»: фотография уже была распространена, но в полевых условиях, в самом раскопе нередко только точные, подробные и грамотные зарисовки могли сохранить общую картину расположения находок.

Передача света – это от Куинджи, под руководством которого Рерих учился в Академии художеств. Там же он близко познакомился с художественным критиком Стасовым, поддержавшим любовь Рериха к родному краю и истории Древней Руси. Собственно, и первый цикл картин Николая Константиновича был посвящён древним славянам, их жизни, показанной с такими подробностями, которые мог передать только историк и археолог. При этом исполнение замысла было таково, что первую же, ещё во многом «ученическую» картину – «Гонец» - прямо с академической выставки купил Третьяков для своей знаменитой галереи.

Цвета и краски – это опыт и много, очень много работы. Чтобы «поймать» нужный оттенок, увидеть, запомнить и потом передать на картине, Рерих вставал до рассвета – он вообще считал вид природы с первыми лучами солнца наиболее достойным для запечатления. Так что фантастические «рериховские» Гималаи вполне реальны – просто для того, чтобы их увидеть, нужно долго наблюдать за горными рассветами и закатами. Правда, для того, чтобы получить фотографию такой «нереальной реальности», нужно будет брать профессиональную современную фотоаппаратуру – обычным фотоаппаратам иногда не хватает возможностей цветопередачи. Как же добивался нужного оттенка, яркости и глубины цвета Рерих?

Возможно, главный секрет в том, что в краски гималайских пейзажей добавлены измельчённые в мельчайший порошок драгоценные и полудрагоценные камни. Художник во время своих многочисленных экспедиций скупал их у местных жителей, благо азиатские горы – настоящая «шкатулка с самоцветами». Некоторые исследователи и последователи Рериха даже считают, что такая драгоценная добавка придаёт картинам особую энергетику... А возможно, всё дело в необычной энергичности, страстности и целеустремленности самого Рериха, пытавшегося на своих картинах передать самую подлинную реальность – ту, которую одними лишь глазами не увидишь.

Облако тегов

усадьба Мамонтова (1) медицина Российской Империи (3) леденцы (1) лечение суставов (1) свойства редьки (1) Ботанический сад Санкт-Петербурга (1) Матрёна зимняя (1) знаменитые доктора (1) кармелиты (4) альпийские растения (1) Наум-грамотник (1) Диоскорид (1) миозит (1) царская усадьба (2) розы (1) огурец (1) Архангельское (1) Кармолис Детский фитогель (2) искусство (1) Кроноцкий заповедник (1) символика растений (1) масло горчицы (1) природа России (1) грипп (14) польза редьки (1) смех (1) знаменитые врачи (3) леденцы для детей (7) Лизелотта (1) история фармацевтики (1) спокойствие (1) Волга (2) растения Крыма (2) символ розы (3) чай с маслом (2) декабрь (1) реликтовые растения (1) День парков (1) медицина (13) аптекарский огород (7) усадьбы Подмосковья (5) развитие науки (1) желудок (1) лекарственные растения (51) от гриппа (1) как избавиться от стресса (4) Троица (1) здоровье школьника (4) Байкал (1) Фёдор Петрович Гааз (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: