О русском хирурге Н.И. Пирогове знает весь мир. Но даже в России мало кто помнит о кумире и наставнике самого Пирогова, основателе нескольких направлений в русской медицине, профессоре Ефреме Осиповиче Мухине.
Однажды в семье небогатого московского чиновника Пирогова заболел старший сын: тяжело, с криками от болей в суставах. Пятеро врачей не смогли помочь несчастному. Наконец кто-то подсказал безутешной семье: обратитесь к профессору Мухину, этот чудо-доктор даже мёртвых оживляет – если он не поможет, то больше никто! Николай Иванович Пирогов, младший брат больного, тогда ещё 10-летний ребёнок, много вспоминал в мемуарах: «Как теперь вижу высокого, седовласого господина, с сильно выдавшимся подбородком, выходящего из кареты... я стал играть в лекаря потом, когда присмотрелся к действиям доктора при постели больного и когда результат лечения был блестящий».
Блестящий результат лечения был для Ефрема Осиповича Мухина делом обычным, но остальные воспринимали то, что он делал, как чудо. В 1803 году, например, на строительстве Донского монастыря на голову штукатурщика Григория Трофимова упал кирпич, да так, что кровь хлынула изо рта и ушей, рабочий упал без памяти и еле дышал. Доктор Мухин провёл за полчаса первую в российской истории успешную нейрохирургическую операцию. В тот же день пострадавший пришёл в себя, через пять дней смог сидеть и говорить, через две недели – ходить, через месяц отпросился домой – здоровым и окрепшим.
Первое в России вакцинирование от оспы в 1801 году тоже провёл доктор Мухин. Первый учебник по анатомии, полностью написанный на русском языке, первое руководство по реанимации «Рассуждение о средствах и способах оживотворять утопших, удавленных и задохшихся», первое подробное наставление по травматологии «Начала костоправной науки».
С травм и ранений и начался взлёт врачебной карьеры Ефрема Осиповича: выходец из бедной дворянской семьи, проживавшей в маленьком городке Чугуеве, он обратил на себя внимание князя Потёмкина, оказывая помощь раненым при штурме Очакова и в лазарете, и на поле боя. В лекари Мухин был произведён только через два года после этого похода, когда закончил обучение в Елисаветградском госпитале. Сразу начал преподавать в госпитальной школе «науку о вывихах и переломах», затем Московский университет, Московский военный госпиталь, Медико-хирургическая академия.
В 1804 г. Парижское гальваническое общество присваивает врачу из Москвы степень «корреспондента» за вышедшую в Геттингене диссертацию (защищённую ещё в 1800-м) «O стимулах, воздействующих на живое человеческое тело», в которой Мухин, опять-таки впервые в российской медицине, изложил основы теории рефлексов.
Всего же Ефрема Осиповича приняли в свои ряды 8 разных научных и медицинских обществ. Не был обойдён «чудо-доктор», учитель множества российских хирургов, борец с эпидемиями (именно он первым в мире предложил использовать для дезинфекции хлорную известь), и высочайшим вниманием – в отставку он вышел в 1835 году в чине действительного статского советника (что равнялось армейскому генерал-майору или флотскому контр-адмиралу), на «пансион, равный годовому жалованию».
Впрочем, и в отставке Ефрем Осипович не бросил любимое дело – долго ещё он продолжал и исследования, и врачебную практику. Уже по всему миру гремела слава его учеников, в первую очередь Пирогова (которому Мухин, видя интерес и старание в науках, помог поступить в университет в 14 лет), когда «чудо-доктор» отошёл от дел, а в 1850-м, в почтенном возрасте 84 лет – тихо скончался в своём имении.