Историю что Государства Российского, что Русской Церкви времен Петра Великого нельзя представить себе без фигуры одного из самых верных сподвижников — епископа Феофана Прокоповича.
Впрочем, от рождения будущего мыслителя, поэта и политика звали Елисеем. Выходец из купеческой семьи, он рано осиротел и был воспитан дядей — ректором православной Киево-Могилянской академии, первого высшего учебного заведения на Руси. В этой же академии мальчик, продемонстрировавший прекрасные способности и острый ум, получил начальное образование, а затем пешком отправился за знаниями по Европе. Во Львове он переходит в греко-римскую (униатскую) церковь, давшую возможность учиться в католических заведениях, потом посещает университеты Германии и Италии. Наконец, в Риме он поступает в греко-славянскую коллегию св. Афанасия, учрежденную орденом иезуитов для просвещения и распространения влияния в восточноевропейских землях.
Однако через некоторое время блестящий ученик, познакомившийся в "Вечном Городе" не только с программой коллегии, но и с наследием европейской культуры и науки от античности до трудов Спинозы и Декарта, "с большим скандалом", как было отмечено в бумагах, уходит из Рима, возвращается в Киев — и одновременно в православие, принимая монашеский постриг. Так начинается история священослужителя Феофана — и преподавателя той же академии, в которой он и начинал путь в науку.
Круг интересов молодого преподавателя (а в последствии профессора и ректора академии) весьма широк: он читает лекции по поэтике и риторике, логике, этике, физике, математике... А еще — пишет поэмы и драмы, богословские труды, проповеди и "слова" (обращения) по тем или иным вопросам современности — от создания флота до победы в битве под Полтавой.
С Петром I киевский монах-профессор познакомился еще в 1706 году — и запомнился царю-реформатору своими на редкость прогрессивными взглядами и обширной эрудицией. И в 1715 году следует указ Петра: Феофана Прокоповича вызывают из Киева, с места ректора академии, в Петербург — царь собирает образованных единомышленников в свою "ученую дружину". Через три года Феофан становится епископом Псковским и Нарвским — и одним из главных реформаторов церкви, а в дальнейшем и ее фактическим руководителем.
О деятельности Прокоповича и при Петре, и после его кончины сказано немало — и как о церковном деятеле, и как о богослове, и как о филологе, и как о градостроителе (здесь пригодились его математические таланты), даже как о соавторе первого в российской истории Морского устава. Но далеко не всем известно, что жизнь епископа Феофана в Петербурге была тесно связана с тогдашним Аптекарским огородом.
Основное поместье епископа Феофана в Петербурге располагалось по набережной реки Карповки — примерно на месте нынешних домов 4 и 6, входящих в комплекс зданий Санкт-Петербургского государственного медицинского университета. Нынешняя улица Льва Толстого до революции называлась Архиерейской — именно она когда-то служила границей усадьбы. Перпендикулярная ей улица Петропавловская названа в честь построенной на участке Прокоповича церкви во имя святых Петра и Павла.
"Наследование" этого участка нынешними врачами и студентами-медиками отнюдь не случайно: до революции на этом месте была больница. Медицина и аптечное дело тоже интересовали Феофана Прокоповича — ведь по долгу пастыря он заботился не только о "пище духовной", но и о помощи нищим, больным, калекам, сиротам. В епископском ведении находилось два госпиталя и богадельня, а еще он прямо в своей усадьбе организовал школу для сирот — лучшую по тем временам, с учителями-инострацами, причем туда принимались способные дети "всякого сословия". Среди выпускников этого заведения впоследствии было немало ученых, даже академиков — в том числе и известный своими ботаническими трудами Г.Н.Теплов.
Самого же епископа Феофана в Петербурге знали как человека с большой страстью "до садов и построек" — усадьбу свою он распланировал самостоятельно, более того — своими руками сажал деревья в ее саду. Не обошел он вниманием и находившийся напротив него Аптекарский остров — по его указанию была прорублена просека, ставшая транспортной и планировочной осью "медицинских владений" — ныне это Аптекарский проспект. А в 1721 году при поддержке владыки Феофана при Аптекарском огороде была построена лаборатория по переработке лекарственных растений, давшая начало фармацевтическому заводу, работавшему с тех пор до недавних времен.
Ну, а в 1732 году императрица Анна Иоанновна пожаловала тогда уже архиепископу Феофану земли на "запретном" до этого острове — напротив его усадьбы, для выпаса скота. Излишне говорить, что потесниться аптекарям не пришлось, более того — именно архиерейское "пастбище" оказалось лучше всего распланированным и ухоженным участком с посадками самых различных растений. Сейчас оно больше известно как Ботанический сад.