Столица Австрии с давних пор по праву считалась одним из важнейших центров европейской науки и культуры. Центром австрийской культуры был Венский университет, обязанный своим возвышением человеку, вошедшему в историю как «Альбрехт с косой».
На самом известном из своих портретов Альбрехт III, герцог австрийский, изображён с длинными тёмно-русыми волосами, заплетёнными в тугую косу, и с золотым украшением по вороту, эту же косу напоминающим. В XIV веке для мужчины такая причёска была не просто необычной – она могла вызвать подозрение в самых разных грехах и ереси, а с инквизицией шутить не стоило даже герцогам!
Дело в том, что портрет этот писался не с натуры, а век спустя – по более ранним гравюрам, многие из которых тоже не отличались точностью. На всех у властителя Австрии были изображены две косы, спускающиеся с шеи на грудь, и в хрониках он остался как «Albrecht mit dem Zopf» – «Альбрехт с косой». А что коса эта была не его собственная – или позабылось за сотню лет, или художник не счёл нужным уточнить.
Своё прозвище герцог получил по очень почётной причине: он основал и возглавил Орден Косы, первое рыцарское сообщество Австрии. Сама же коса принадлежала Беатрисе Нюрнбергской из немецкой династии Гогенцоллернов – даме сердца и впоследствии жене Альбрехта, подарившей своему рыцарю в качестве залога любви не платок, шарф или локон, а всю косу сразу. Подарок настолько впечатлил герцога, что тот сделал золотую косу символом рыцарей своего двора и получил соответствующее дополнение к титулу.
Одним лишь созданием первого австрийского рыцарского ордена заслуги Альбрехта не ограничиваются. Вместе со своими братьями он учредил Венский университет, один из первых в Центральной Европе и первый в немецких землях. Основателем считается старший брат, Рудольф IV, университет до сих пор носит его имя – Alma Mater Rudolphina. Однако основатель больше внимания уделял торговле и ремёслам, чем наукам, так что строить храм науки пришлось Альбрехту.
Герцог был не только человеком просвещённым (особое внимание он уделял математике и астрологии), но и мудрым государственным деятелем, прекрасно понимавшим, что для усиления Австрии и обретения ею настоящей самостоятельности нужны не только рыцари, но и учёные.
Альбрехт предоставил университету большие привилегии, обеспечил его за собственный счет, но найти для него преподавателей долгое время не получалось. Все подходящие кадры буквально поглощал Пражский университет, основанный несколько раньше и пользовавшийся благосклонностью Ватикана.
Многие годы ушли у Альбрехта на то, чтобы убедить Папу Римского открыть при Венском университете богословский факультет, без которого нельзя было бы пригласить к себе ведущих философов того времени, а без «науки наук» высшее образование не считалось полноценным. В 1385 году состоялось второе рождение университета, разместившегося в специально отстроенном здании, где получили свои кафедры профессора, соблазнившиеся на большое жалование и переехавшие из Сорбонны.
В следующем году Альбрехт предоставил ещё одно здание, находившееся в собственности его двора, монашескому ордену. Кармелиты, к тому времени уже прославившиеся своими познаниями в медицине, получили в своё распоряжение старую дворцовую капеллу. На её месте вскоре вырос собор, ныне известный как церковь Девяти ангельских хоров. Так началась австрийская история кармелитов – и история производства в Австрии «кармелитской воды», в наше время продолжающаяся в натуральных препаратах Кармолис.