Пришла Масленица — пора печь блины. А почему именно их, а не пироги, например?
Блин круглый и жаркий, как солнце. Именно с солнечным циклом и был когда-то связан этот праздник — с весенним равноденствием 21-22 марта. Кое-где в этот день до сих пор празднуются особые праздники (например, Комоедица), но примерно с XVI века главные весенние торжества соединились с церковным пасхальным циклом, и Масленица получила своё нынешнее название. А обычаи и традиции, включая и приготовление блинов, остались, хотя в наши дни масленая неделя может приходиться на самые разные даты.
Ещё эту неделю называют «сырной седьмицей». Главные угощения делаются на масле, с сыром — но не на сале или с мясом: «мясоед» заканчивается накануне, в последнее воскресенье предыдущей седьмицы. Оно так и называлось «мясным воскресеньем»: обязательно подавались мясные щи, жаркое, варёное мясо — причём, недоеденное не убиралось, а оставлялось на всю ночь на столе, чуть прикрытое скатертью: предкам. И следующего угощения с мясом приходилось ждать до Пасхи.
А вот сыром, мясом, рыбой, икрой и блинами можно было лакомиться всю неделю, чем народ с удовольствием и занимался. С удовольствием — но и со смыслом, которым был наполнен каждый день на праздничной неделе.
Масленичный понедельник — «встреча». В этот день встречались родственники — и будущие свойственники: именно на Масленицу чаще всего сватались, чтобы после Пасхи, на Красную Горку, сыграть весенние свадьбы. Договаривались о том, кто к кому ходит на неделе, у кого встречаются, кто что готовит — и, конечно же, пекли первые блины. Самый первый полагалось отдать нищим или просто первому встречному: на помин души усопших родственников.
И, конечно же, главным событием встречи было создание соломенного чучела надоевшей Зимы. На встречу Масленицы его носили по улицам и дворам: Зима напоследок «заглядывала» ко всем. Может быть, именно поэтому сейчас чучело часто и называют «Масленицей» — встречали-то именно ее! Хотя сжигать-то полагалось именно страшную Зиму-Марену.
Вторник масленичной недели — «заигрыши», время смотрин невест и встреч молодёжи на последних зимних ледяных и снежных горках. По тому, как далеко с них катились сани, судили о будущем урожае: чем дальше — тем лучше!
Среда Масленицы носила название «лакомка». Именно в этот день начиналось главное блинное угощение — и, заметим, именно вечером масленичной среды зятья ехали к тёще на блины. Дорогому гостю оказывался всяческий почёт, уважение.
Самое большое веселье начиналось в четверг — «разгул», «разгуляй». Он же «широкий четверг»: как раз на середине недели начиналась широкая Масленица — встреча весны. Гуляние начиналось с самого утра и продолжалось до позднего вечера — с песнями, частушками, хороводами и плясками. А кое-где и с удалыми забавами — кулачными боями, стенка на стенку. В некоторых местах и снежный городок штурмом брали — последний за зиму, разламывавшийся и раскидывавшийся так, чтобы и следа не осталось. На разгуляй зачастую смешивались традиции разных праздников солнечного круга: встречаются и упоминания о прыжках через костры (как на Ивана Купалу), и колядки, и хождение ряженых по дворам.
В пятницу наступало время ответных визитов — «тёщины вечёрки». Тут уж зятю приходилось выказывать тёще всяческое уважение — приглашать или самолично, или через празднично одетых почётных зваты", и чем больше их было, тем выше честь. Приглашалась родня, и, конечно же, выставлялось главное угощение — блины: чтобы не хуже и не меньше, чем угощала сама гостья на «лакомку».
Незамужние девушки готовили блины с утра и шли с полной миской к ледяной горке, к общему веселью. Парень, которому приглянулась девушка, торопился угоститься — и знак внимания оказать, и проверить, хороша ли хозяйка, вкусно ли готовит?
Суббота традиционно была отдана женщинам под «золовкины посиделки» — хозяйка звала золовку (сестру мужа) и дарила ей подарки, а прочие гости собирались по обычаю: если золовка незамужняя — приглашались незамужние подруги, а если все уже были солидными, семейными — то и на посиделки собирали таких же замужних родственниц: поговорить о своём, о женском и, конечно же, угоститься.
А в воскресенье наступал самый главный день Масленицы — её проводы и проводы зимы. По улицам и по окрестностям возили соломенное чучело — с большой свитой, иногда до сотни саней и верховых! Затем Зиму сжигали, бросая в костер поминальные подношения — блины, яйца, печенья-лепёшки.
Летели в огонь и маленькие куколки, специально сплетённые из соломы к этому дню — чтобы вместе с ними сгорели, ушли болезни и несчастья. Кое-где оставшийся пепел рассеивали потом по полям — для хорошего урожая. Впрочем, в некоторых местностях Зиму не сжигали, а хоронили: устраивалась целая карнавальная процессия с ношением чучела в корыте или в люльке, а то и в настоящем ящике-гробу. Главное — избавиться наконец от нежеланной гостьи, освободить место для прихода Весны.