ВКонтакте Одноклассники YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

Лекарства и открытия ван Гельмонта

Кармолис » Блог » Это интересно » Лекарства и открытия ван Гельмонта

Эпоха Возрождения в медицине – время проб и ошибок, отказа от прежних догм и расцвета самых буйных фантазий, нелепых теорий и гениальных догадок. В области фармакологии это время, когда для изготовления лекарств стала широко использоваться химия. Точнее, алхимия — заимствованное на Востоке название науки еще не лишилось арабской приставки «ал», а сама эта наука виделась порой чем-то сродни волшебству.

Одним из основных занятий алхимиков были поиски «философского камня», универсального средства для превращения веществ и даже обретения бессмертия. Их коллеги ятрохимики (от греческого «иатрос» - врач) столь же упорно искали универсальные лекарства, помогающие от всех болезней сразу. Основателем ятрохимии считается Парацельс, и его слава порой затеняет многих других, незаслуженно забытых.

Например, фламандец Ян Баптиста ван Гельмонт в своё время (начало XVII века) прославился ничуть не меньше, хотя и не столь скандально, как Парацельс. Впрочем, совсем без скандалов у ятрохимиков, ниспровергателей господствовавшей тогда медицины «по Аристотелю» не обходилось никогда. Вот и ван Гельмонт настаивал на «крамольной» мысли о том, что бесполезно лечить рану при помощи процедур и обрядов над нанесшим её оружием.

Сейчас такое поверье кажется смешным, а тогда оно поддерживалось церковью. Да и вообще мнение насчёт возможности успешного лечения одними лишь химическими элементами, без молитв, не одобрялось настолько, что ван Гельмонту пришлось даже провести пару лет в тюрьме.

Между тем, некоторые лекарства, разработанные этим «еретиком», оказались настолько эффективными, что ими пользовались до недавнего времени – например, опиумом для наркоза и снятия нервного напряжения. Кое-какие в ходу и сейчас: до сих пор для обеззараживания мелких царапин и порезов используется ляпис – нитрат серебра, губительно действующий на микробов. О микробах ван Гельмонт, разумеется, не знал, да и объяснения своим открытиям давал порой самые неожиданные.

По его мнению, все части тела управляются отдельными «духами жизни», или археями, и именно для их успокоения и приведения в гармоничное состояние нужно применять различные химические вещества: в том числе, ртуть, свинец, сурьму. Управляли же телом археи при помощи особых сущностей – ферментов.

Такое название (от латинского «ферментум» - брожение) ван Гельмонт дал химическому реагенту, отвечавшему, по его мнению, за процессы сбраживания, разложения и т.д. Прошли века, мнение о ферментах существенно поменялось, а термин остался. Как и термин «газ»: ван Гельмонт произвел это слово от греческого «хаос» для обозначения полученного им при горении дерева или древесного угля «лесного духа».

И так во всём: совершенно правильная догадка о роли в пищеварении кислоты желудочного сока (и предложение лечить от её избытка щелочными средствами) – и убежденность в возможности самозарождения мышей из грязного белья. Первые эксперименты о питании растений, в которых учитывался вес полученных и израсходованных веществ – и вера в нимф и сильфов. Истинный сын своего времени – учёный-экспериментатор и мистик-теософ в одном лице!