Действительно ли родители назвали своего сына Асклепиадом (наследником Асклепия, бога врачевания) или же это прозвище дали ему потом, точно никто уже не скажет. Римляне же I-го в. до н.э. считали популярного врача скорей уж продолжателем дела Эпикура, философа, советовавшего «жить рассудительно, прекрасно и приятно».
И в самом деле, Асклепиад весьма уважал «проповедника удовольствия», и даже основным принципом своей работы считал «лечить безопасно, быстро и приятно». Своих предшественников-врачей, начиная с Гиппократа, Асклепиад недолюбливал, а коллег иной раз называл «мучителями и живодёрами» - впрочем, было за что, если припомнить некоторые методы античной медицины.
Основой мировоззрения Асклепиада была «атомистическая» теория всего сущего. Атомы, правда, считались не настолько маленькими, как сейчас, да и подчиняться должны были другим законам. По Асклепию, атомы человеческого организма образовывались из воздуха в лёгких, потом поступали в кровь и разносились по организму, питая его ткани и способствуя построению веществ.
Догадка в целом верная, если вспомнить о кислороде и дыхании в тканях. Но выводы о том, что все болезни происходят от неправильного, негармоничного движения атомов тела, были уже гораздо ближе к Эпикуру. Посему Асклепиад рекомендовал при болезнях «освобождать поры» организма, чтобы восстановить движение атомов, и меры предписывал тоже не безнадёжные.
Так, именно Асклепиад первым всерьёз занялся бальнеологией: об очищающем и исцеляющем свойстве бань и ванн знали давно, однако ими не пробовали заменять лекарства. Асклепиад же просившим у него микстуры и т.п. давал чистую воду, считая, что это лучше, чем давать «яды».
Лучшим лекарством он считал движение: гимнастику, массаж, прогулки, бег, езду верхом, а также тщательное соблюдение гигиены и умеренность в пище, чтобы «не засорять поры». С той же целью «очищения пор» он широко рекомендовал и слабительные, и рвотные, что в Риме, славном своим неумеренным обжорством, зачастую и впрямь давало превосходный оздоровительный эффект.
Но больше всего римским пациентам нравились предписания жить согласно природе, находясь в спокойствии и получая удовольствие. Не всегда, правда, удовольствия вели к тому образу жизни, который предлагал Асклепиад. Но принятие в качестве лекарства тёплой ароматной ванны (не исключено, что нередко благовония, добавлявшиеся в воду, действовали как лекарства: этот эффект растительных эфирных масел хорошо известен) было намного приятнее горьких тинктур из бутылочек других врачей. Вино же Асклепиад и вовсе прописывал без ограничения.
Следовать правилу «врач, исцелися сам!» идейный наследник Эпикура не мог. Асклепиад отличался редкостным здоровьем и постоянно его поддерживал теми же средствами, которые прописывал другим: движением, умеренностью, чистой водой. И был при этом убежден, что человек, знающий медицину, никогда не заболеет: ведь он сам был тому примером! Умер он, кстати, в глубокой старости, став жертвой несчастного случая, так и не заболев ни разу в своей долгой и счастливой жизни.