ВКонтакте Одноклассники YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

«Крымский Прованс». Взгляд через века.

Кармолис » Блог » Это интересно » «Крымский Прованс». Взгляд через века.

Август, жара, курортный сезон в разгаре, миллионы российских туристов едут к морю – включая, конечно же, Крым. У многих из нас на этот полуостров ездили «за здоровьем» дедушки и бабушки, а то и куда более отдалённые предки: крымские дачные и курортные места прославились еще в XIX веке. Но многие ли знают, что и здоровье едет к нам с крымских гор и степей, причём почти круглый год?

Для того, чтобы в этом убедиться, лучше всего посетить Крым в июне и проехать по дороге от Феодосии к Симферополю. Горы слева и справа, дорога проходит то над живописными долинам, то ныряет в леса.

И вдруг перед нами открывается картина, более привычная жителям Южной Европы: по невысоким холмам и предгорьям на километры тянутся плотные ряды скруглённых сине-лиловых кустиков. Это цветут поля лаванды, символа французского Прованса и одновременно – северных склонов Крымских гор: и климат, и почвы в этих местах удивительно схожи, так что лаванда чувствует себя у берегов Чёрного моря не хуже, чем у Средиземного.

А с другой стороны дороги могут раскинуться розоватые поля шалфея, потом их благоухание сменит стойкий аромат кориандра...

Уникальный, самый северный участок средиземноморского климата, переход буквально на считанных километрах от горных лесов к южным степям делает Крым одним из самых удобных мест в мире для выращивания ароматических и эфиромасличных растений: соперничать с ним могут только Болгария и всё тот же юг Франции.

И родная флора полуострова необычайно богата: из её более чем 3 000 видов каждый десятый не встречается более нигде. Одной только полыни насчитывают 15 видов (один из них так и называется – полынь крымская, или таврическая, и используется для приготовления масла, отличающегося от обычного полынного и запахом, и свойствами).

Человек же ещё и добавил к этому богатству своё, привёз и посадил новые виды. Так что в Крыму можно найти полный набор знаменитых пряных прованских трав, да и растений из рецепта «кармелитской воды» найдётся немало: те же лаванда и шалфей, тимьян, анис, мята, мелисса, розмарин...

Не исключено, кстати, что многие из тех средиземноморских лекарственных растений, которые сейчас можно найти в дикой природе Крыма, тоже были завезены сюда человеком тысячи лет назад. Именно столько – больше 2,5 тысяч лет – насчитывает история колонизации полуострова сначала греками, затем римлянами, от них крымский берег унаследовала Византия, потом на нём встали города-крепости генуэзцев.

И все приносили с родины семена и саженцы привычных и нужных растений. Так, многие ученые считают, что именно с первыми греческими поселенцами в Крым попал виноград. Им же приписывают и завоз миндальных и оливковых деревьев. Впрочем, по некоторым источникам, со своей исторической родины, Восточного Средиземноморья, олива могла попасть ещё раньше, с финикийскими моряками. 

И совсем не исключено, что греческие колонисты завезли с собой семена лекарственных растений. В те времена каждый врач готовил себе лекарства самостоятельно, в том числе и выращивая нужные травы.

Первый известный историкам врач Херсонеса Таврического, города-государства на месте нынешнего Севастополя, жил ещё в IV-III вв. до н.э. На его могильном камне кроме надписи «Дионисий, сын Пантагнота» остались рисунки медицинских инструментов, точно таких же, какие были найдены археологами. В разных местах обнаруживались фигурки Асклепия и Гигеи, богов-покровителей врачевания, скальпели, хирургические иглы... И вместе с ними – каменные дощечки, на которых измельчались и смешивались сухие лекарства.

С римскими легионерами в город пришли и военные врачи: найдено надгробие одного из них, Публия Ведия Трепта, погибшего в бою с местными жителями, таврами. В некоторых могилах среди вещей, которые клались вместе с усопшими, были обнаружены целые наборы хирургических, зубоврачебных, гинекологических инструментов – в том числе и местного производства.

Среди руин комплекса византийских зданий, в котором археологи распознали городские бани, нашлось множество каменных ступок для растирания растений и минералов, остатки стеклянных флаконов, сосудов самой разной формы.

Учёные полагают, что на этом месте, как и во многих других городах, располагалась ятрина, или ятрион – византийская общественная больница, в которой трудился целый штат врачей, их помощников и прислуги. Наверняка были среди них и ризотомы («резчики корней» - так в те времена называли фармацевтов, изготовлявших лекарства из растений) и их начальник эпистенон — заведующий аптекой.

Какие именно лекарства готовились и хранились в этой аптеке, увы, так и не удалось узнать. Впрочем, судя по всему, по уровню медицины крымские колонии не уступали своим метрополиям – так что наверняка в ход шли прописанные «отцами медицины» лаванда, шалфей, шафран, анис, корица, ромашка, полынь, крапива, мята.

Сколько из этих растений нашли античные медики в окрестностях своих городов, а сколько вырастили на своих аптечных огородах, откуда семена могли распространиться по Крыму – тоже уже не выяснишь: от тех огородов не осталось и следа, век трав недолог. Да и живых деревьев с тех давних пор не осталось. Разве что в Никитском ботаническом саду растёт олива, посаженная ещё во времена генуэзского владычества – 650-700 лет назад. Но генуэзцы в Крыму, как и их медицина – это уже совсем другой исторический период и совсем другая история...

Облако тегов