Эти слова принадлежат одному из выдающихся советских врачей – В.П. Вознесенскому. Написаны они были под влиянием рассказов старшего поколения, о молодости которого Владимир Павлович написал: «В Вену, к Бильроту!» – таков был лозунг хирургов».
В конце XIX века к профессору Венского университета Теодору Бильроту ехали не только из России, а со всего мира. Сам он своим учителем считал русского гения медицины Н.И. Пирогова. Ученичество это было заочным: Бильрот смолоду постигал медицину под руководством многих выдающихся врачей и учёных.
Родился Христиан Альберт Теодор Бильрот в 1829 г. в Бергене на острове Рюген в Балтийском море. Отца Теодор не помнил: семья рано осиротела, и мать переехала с детьми в Грейфсвальд. Там Бильрот закончил гимназию, поступил в университет. Затем – учёба в Геттингене, в Берлине.
В Берлинском университете его наставником стал знаменитый хирург Бернард фон Лангенбек, взявший перспективного студента в ассистенты. Уже через год Бильрот прославился как хирург и патологоанатом, получил приглашение возглавить кафедру в Грейфсвальдском университете – но отказался. И не зря: в 1867 г. Бильрота пригласили на место профессора в клинику Венского университета.
Бильрот устроил настоящий переворот в хирургии. Вдохновили его на это идеи Пирогова, смело проводившего операции на внутренних органах, широко использовавшего наркоз и настаивавшего на непременной чистоте при операциях.
Одно из первых нововведений Бильрота в венской клинике – ежедневная влажная уборка и обязательные белые кители у врачей, которые полагалось менять каждый день. Интересно, что сначала «великий Теодор» в операционных белые халаты не приветствовал – по его мнению, это делало врачей похожими на цирюльников, а то, что именно представители этой профессии много веков «резали и шили» людей, было памятно всем. Но на картинах, изображающих операции Бильрота, и он, и ассистенты изображены в белых халатах.
Самая знаменитая из таких операций – резекция желудка в 1880 г. До этого никто в Европе не брался за подобные операции. «Отсекать лишнее» специально – слишком высокий риск!
Бильрот рискнул, и не один раз. В хирургии до сих пор применяется «резекция желудка по Бильроту», в 2 вариантах. Операции на гортани, на щитовидной железе, на кишечнике... Всё это вошло в учебники хирургии – и в «Общую хирургию» Бильрота, которую современники сравнивали с «Каноном врачевания» Авиценны.
Старшие коллеги изумлялись новшествам, младшие – приезжали учиться, студенты боготворили своего профессора. Когда он в 1882 г. отказался от предложения Лангенбека вернуться в Берлин, по улицам Вены прошло торжественное и весёлое шествие.
Так Бильрот и остался в Вене. Именем великого хирурга названа одна из улиц австрийской столицы. А в 2009 г., к очередному юбилею, австрийский монетный двор отчеканил монеты из чистого золота с профилем Бильрота.