Если смотреть только на календарь, то все просто и понятно: 1 декабря — первый день зимы. А если посмотреть за окно?
Год на год не приходится: то уже с начала ноября снег ложится и не тает до весны, то весь ноябрь оказывается "черным", бесснежным, да и декабрь не радует белыми пейзажами... У природы свой календарь — и человеку остается только приспосабливаться да запоминать приметы, как это делали наши предки с давних пор.
Первым "зимним" праздником в народном календаре был "Матрёнин день" — памяти Матроны Константинопольской, отмечавшийся 9 ноября по старому стилю (22 ноября по новому). С "Матрёны зимней", как говаривали, "зима на ноги становится" — в этот день ждали первых морозов и следили за погодой. Если просто сковало лужи льдом — то будет еще и оттепель, а вот если ложился снег — зиму ждали "острую", раннюю и холодную. Кстати, именно на "Матрёну зимнюю" заваривались и лечебные травы из летнего и осеннего сбора: с этого дня можно было выставлять готовый отвар "в холодную", не опасаясь, что он испортится от тепла.
Ну, а сам приход "вставшей на ноги" зимы отмечался на Введение — 21 ноября (4 декабря): между этими праздниками шло "предзимье", а на Введение обычно окончательно пересаживались с телег на сани. Впрочем, могло быть не только "Введенье — толстое леденье", но и "Введенье ломает леденье" — если на этот день приходилась оттепель, то начало зимы могло отложиться надолго. Однако обычно все-таки к этому времени окончательно устанавливался санный путь, вынимались теплые шубы, и начиналось первое зимнее гулянье.
Собственно, Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из великих (двунадесятых) православных праздников, однако народ перетолковал и его название, и значение по-своему. Введение "заводило зиму на Русь" — и "приводило" будущего суженного девушкам (это был один из дней традиционных гаданий), в этот день "выводили" — показывали всем — недавних молодоженов, катая на санях; ну, а детишки попросту доставали санки и обновляли зимние горки.
А еще это название иногда толковалось как "вИденье" — и по возможности увидеть "вещий" сон, который "поведет" по жизни, и по одному из поверий: в этот день Бог отпускает праведные души повидать родные места...
Не исключено, что такое поверье уходит корнями в совсем уж древние времена: для наших предков зима была прочно связана со смертью. "Умирала" природа, "замирала" земля (с Введения ее нельзя было тревожить лопатой до самого Благовещенья — 25 марта/7 апреля), да и просто пережить долгую и холодную зиму получалось не у всех... Так что к зиме относились с опаской, и даже ее "хозяйкой" считали богиню смерти — Марену, Мару (кстати, корень "мар-" или "мор-" во многих европейских — в том числе и славянских - языках связан со страхом, смертью, призраками...), Морену и т.д.
Некоторые считают, что именно ее прихода и ждали — с уважительной опаской — примерно 21-24 ноября, за месяц до зимнего солнцестояния, с началом самого темного времени года. Однако точных сведений об этом не сохранилось, да и не могло: все, что связано с тьмой и смертью, славяне старались лишний раз не поминать — и только на Масленицу жгли, топили или рвали в клочья чучело Зимы-Морены: ее власть кончалась — можно было и назвать имя, не боясь накликать страшную гостью!
С тех пор поменялось очень многое (в том числе и календарь) — но по-прежнему именно в конце ноября, на прежнее Введение или нынешнюю "Матрёну зимнюю", зима в наших местах полностью вступает в свои права...