Вся жизнь человека с самых древних времён строилась «по солнышку»: с ним вставали, с ним и спать ложились, даст солнце тепло — будет урожай, а высушит — беда. По солнечному году строился и весь календарь. А главными точками этого календаря были солнцестояния и равноденствия.
Весеннее равноденствие, приходящееся на 22 марта — время особенное. Это и начало астрономической весны, и время бурь — то ли последних зимних, то ли первых весенних, и время окончательного пробуждения природы от зимней спячки — вылезают из берлог медведи, прилетают с юга птицы.
Именно птицам, символам весны, было отведено главное место в праздновании весеннего равноденствия на Руси. В разных местах поминали различных пернатых соседей — чаще всего жаворонка, пение которого символизировало окончательную победу весны над зимой, где-то кулика, а в Белоруссии, например, «буса», аиста.
Самый первый праздник, в который день с ночью сходятся, чаще всего называли «сороки». Во многих славянских землях пеклось специальное обрядовое печенье в виде птичек — в его приготовлении обычно принимали участие дети: кому, как не им, молодой поросли, звать весну?! С печеньем детишки бежали в поле, со специальными песнями — веснянками и закличками, — подкидывали «жаворонков» и «сорок» вверх, кружили их над головой на нитках или просто клали на самые высокие места, зазывали птиц и весну.
Церковная традиция сместила празднование окончательного перехода с зимы на весну на Благовещенье — 25 марта по старому стилю (7 апреля по новому), — и на него же перешли многие старые обычаи. Точно так же кое-где пекут в этот день «жаворонков» и закликают весну, выпускают на волю настоящих птиц: когда-то певчих птах ловили летом и держали в клетках, чтобы веселее было зимовать, а по весне отпускали.
Как и все переломные дни и ночи года, равноденствие имело и свой мистический смысл, связанный с потусторонним миром. Причем не только с тем, что весна зиму переборола (отсюда и древнее название первого длинного дня весны — Зимобор), но и с культом предков, и с пробуждением вместе со всей природой самых разных сил.
Впрочем, сам праздник был безопасным, и следовало использовать такой день для того, чтобы дать защиту себе, семье и хозяйству на весь сезон: на Благовещенье и водой умывались, чтобы снять хвори, и костры жгли, и поля опахивали, если погода позволяла.
Ритуальными печеными «жаворонками» нередко кормили скотину в хлеву, чтобы не болела. А вот богатого угощения в этот день, в отличие от многих других праздников, не было: и Великий Пост обычно выпадал на это время (даже тесто для «жаворонков» делалось пресным), и запасы были за зиму основательно подъедены.