В России, как известно, Новый Год – два раза в год: «новый» и «старый». Но если кому-то хочется ещё одного новогоднего праздника – готовиться нужно к 14 сентября. По старому стилю это было 1 сентября – день святого Симеона в церковном календаре, который так и назывался: «Семён-летопроводец». Причём провожал он не только лето как жаркий сезон года, но и лето – год.
Обычай праздновать наступление нового года 1 сентября нельзя назвать очень уж древним: введён он был церковью в XIV или XV веке по римскому образцу, заведённому с индикта императора Августа.
Первый день сентября был очень удобной датой для того, чтобы определять сумму налогов и податей: к этому моменту уже был собран (или хотя бы готов к сбору) урожай, составлявший основное богатство и земледельцев, и землевладельцев.
По этому же древнему обычаю и на Руси начали назначать даты всех окончательных расчётов по сделкам, возврату долгов, прекращению и началу аренды земли и многие другие дела «на Симеона Летопроводца» - так и записывали в документах.
Мы и сейчас стараемся прийти в новый год без старых долгов, а наши предки рассчитывались на Симеона и после того, как новогодние праздники были перенесены на январь. И дело тут не только в устойчивости традиций, но и в тех же соображениях, что двигали и древними римлянами: собран урожай, а часть его уже и продана – значит, и у крестьянина, и у помещика появились деньги.
А ещё появилось зерно нового урожая, на столе полным-полно свежих, богатых витаминами овощей и фруктов – так почему бы и не устроить пир в честь окончания главных работ года? И устраивали – с обильными угощениями, и не столько для себя и семьи, сколько для гостей: полагалось одаривать друг друга так же богато, как год одарил хозяина дома.
Кое-где на сентябрьский Новый год перешёл и другой старый обычай – лзажигать новый, «живой» огонь: накануне в домах гасились все огни и печи и до рассвета не зажигались. Первый огонь в новом году считался самым богатым, приносящим удачу и достаток, его старались сохранить как можно дольше. Обычай этот перешёл на сентябрь с прежнего Новолетия, 1 марта, когда огонь зажигался «в помощь солнышку» и символизировал первое тепло именно что нового, только-только начинающегося лета-года.