Facebook ВКонтакте Одноклассники Твиттер Instagram YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

Из парадиза через чор-бак в монастырский огород

Кармолис » Блог » Это интересно » Из парадиза через чор-бак в монастырский огород

Если посмотреть на планировку классических средневековых монастырских садов и двориков, то легко можно заметить, что ее основу составляет крест. Две перпендикулярные дорожки (на пересечении которых обычно находится дерево, водоем, клумба и т.п.), если нужно разделить получившиеся четверти на более мелкие участки — они опять "перекрещиваются"... И так вплоть до совсем уже небольших (со стороной 2-4 м) квадратных грядок с травами или цветочных клумб.

В общем-то, ничего удивительного: садам и паркам издавна придавалось символическое значение: кроме креста, в монастырских двориках можно найти и другие "намеки", понятные только верующим. Обязательно должно быть хоть одно дерево, лучше всего цветущее по весне (отголоски "древа жизни" и райского "древа добра и зла"), по возможности высаживался виноград (он упоминается во многих библейских притчах), у католиков ни один цветник не обходился без роз — символа Девы Марии... Монастырский садик служил земным образом небесного райского сада — "парадиза".

Но вряд ли при этом даже сами монахи-садовники, разбивавшие свои сады по традиционному плану, догадывались, что при этом повторяют вполне земные парадизы — существовавшие еще до Рождества Христова...

Слово "парадиз" в Древней Персии звучало как "пайри диза" — "огороженное место", и первоначально так называли не сады, а охотничьи парки. Традиция окружать дворцы правителей обширными садами, дававшими в жарких южных странах тень, прохладу и благоухание, появилась еще в Ассирии, в VII в. до н. э. Причем, в таких садах-парках собирались деревья и цветы и из разных концов собственной страны, и привезенные из военных походов, и специально закупленные диковинки. Персидские цари, завоеватели Вавилона и Ассирии, переняли у побежденных понравившиеся обычаи — в том числе, и парк при дворцах. Однако, у воинственных персов такой парк служил для охоты (и мог иметь огромные размеры!), причем, зверей для потехи правителей специально отлавливали и запускали в придворные посадки — а чтобы они не разбежались, парк окружался надежной оградой.

Таких парадизов в Персии было много, но больше всего прославился сад Кира-младшего (VI в. до н. э.). От располагавшегося в центре дворца шли 4 аллеи, ориентированные по сторонам света (персы вообще придавали большое значение астрологии), с ними перекрещивались дорожки поменьше — мощеные плитами, окаймленные канавами с водой, поступавшей из нескольких искусственных водоемов. Сад был засажен редкими деревьями и украшен цветущими клумбами, приводившими современников в восторг. Разумеется, посреди такой роскоши уже никто не охотился — этот парадиз служил для неспешного отдыха и мирных развлечений... И именно с тех пор само слово стало означать "сад наслаждений".

Именно в таком значении слово paradeisos появилось в греческом языке — а из него распространилось по всей Европе как обозначение райского сада. Впрочем, греки заимствовали не только слово, но и саму идею дворцовых садов. От них она попала и в Рим — но регулярная планировка садов при римских виллах уже не повторяла квадраты персидских парадизов.

А вот арабы, наследники персидского владычества на Востоке, переняли планировку садов полностью — и наполнили ее собственной символикой. Классический арабский сад строится по принципу "чор-бак" — "четыре сада": квадрат рассекается четырьмя дорожками, расходящимися от водоема с фонтаном. По возможности вдоль дорожек прокладывались каналы-арыки с бегущей от фонтана водой — они символизировали четыре райские реки, описанные в Коране. Вода в пустынях Востока вообще считалась роскошью, свой фонтан мог себе позволить только весьма состоятельный человек — и прохладная тень деревьев с журчанием струй создавали для избранных "земной рай". В больших садах крупные квадраты делились по тому же принципу (с фонтанами, бассейнами, беседками в пересечении дорожек), потом участки перекрещивались еще раз, и еще...

Не правда ли, напоминает монастырские дворики и огороды с ароматными и целебными травами? Ничего удивительного: с ближневосточными традициями садового искусства были знакомы еще первые христиане, а католические монахи обновили это знакомство во времена Крестовых походов, когда их обители в Палестине стали соседствовать с арабскими усадьбами. В посадках "чор-бак" увидели знакомый символ Креста — ну, а представления о прохладном рае издревле были одинаковыми у всех обитателей пустынь. В эпоху Возрождения "крестовые" сады вышли за монастырские стены, стали основой дворцовых парков в Италии (удачно наложившись на римские традиции) — и оттуда уже регулярная планировка с квадратными участками шагнула и в сады Версаля, и в парки Петергофа.

Облако тегов

растения в космосе (1) Семён Герасимович Зыбелин (1) мёд (3) корица (4) применение корицы (1) Медицинский сад (1) Вавилон (1) нервы (2) готовимся к осени (1) улун (1) режутся зубки (1) Терлецкие истории (1) Всемирный день хлеба (1) средневековая медицина (4) подорожник ланцетолистный (2) баня от эпидемий (1) чай с историей (17) чай с маслом (2) природа (77) подготовка к празднику (1) ГБС (1) природа Крыма (1) Аристотелевы врата (1) День озера Байкал (1) суставы (1) перелёты (1) март (3) вакцинация (2) виноград (1) семейные традиции (1) лечение чесноком (1) дача (4) Нургуш (1) усадьбы Подмосковья (5) Саврасов (1) Париж (1) сладкий корень (1) Соликамск (1) Алексей Матвеевич Филомафитский (1) овощной цветок (1) леденцы от простуды (7) День российской мультипликации (1) стресс (11) масло барвинка (1) Окский заповедник (1) Елизавета Бём (1) Всемирный день (1) зимние праздники (1) Российская империя (1) Ефрем Осипович Мухин (1)