Что мы знаем о том, как наши предки праздновали день Ивана Купалы? Чаще всего вспоминаются именно ночные купания, игры вокруг костров с прыжками через них, плетение венков, поиск цветов папоротника...
Многие века ходили легенды об "огненном цвете" папоротника — который распускается только в "иванову ночь", ровно в полночь, виден не всем, в руки дается и подавно только избранным, но уж тем — самое меньшее, откроются все клады, зарытые в земле. Увы, но избранных почему-то не находилось. Может быть, потому, что папоротник, хоть и похож на цветковые растения, но размножается спорами?
Впрочем, это не мешало девушкам вплетать его в купальские венки — на которых потом "гадали на суженного", пуская по воде. Или клали под подушку на ночь, чтобы увидеть вещий сон. На худой конец годились и просто собранные в эту ночь травы, но непременно 12 разных — по числу месяцев в году. Ведь день Ивана Купала раньше отмечался 24 июня, в "солнцеворот" — последний день летнего солнцестояния: он "поворачивал" весь годовой цикл и считался особенным, приоткрывающим двери между обычным миром и потусторонним.
Особой силой наделяли поверья травы, собранные на рассвете или ранним утром этого дня — но обязательно до обедни, когда собранное несли освящать в церковь. Церковь, впрочем, зачастую смотрела на этот обычай с неодобрением, а в XVI-XVII веках человек, найденный в этот день с пучком неизвестной никому травы или странным корнем, рисковал попасть под суд (весьма суровый!) как "чаровник" и в лучшем случае отделывался битьем батогами — чтоб впредь неповадно было.
Да и с известными травами можно было нажить себе хлопоты — например, с "тирлич-травой" (золототысячник малый или горечавка крестовидная): ведь эта трава берегла от царского (да и любого начальственного) гнева — а какой власти понравится, если кто-то пытается повлиять на ее решения, да еще и "силою диавольскою"?! А вот с "одолень-травой" (в разных вариантах — зверобой или синюха) можно было отговориться, что взял от зубной боли... Чернобыльник (полынь) в степных районах считался практически универсальным средством для отпугивания нечистой силы — а там, где полынь не росла, ту же роль играла крапива. В венок для гаданий обязательно нужно было вплетать "попутник" (подорожник) — поскольку ему "все пути ведомы". Не обходилось в Иванов день и без чертополоха, ивана-да-марьи (марьянника дубравного), "богородской травы" (чабреца, или тимьяна ползучего), медвежьего ушка (толокнянки), плакун-травы (дербенника иволистного), ивановской травы (иван-чая).
В каждой местности, разумеется, были свои 12 заветных "купальских трав" — в зависимости от того, какие "чародейские" растения можно было найти в окрестностях. Тайны сбора и использования передавались из поколения в поколение, зачастую обрастая совсем уж немыслимыми подробностями. Ну, а сегодня большинство "заветных" и "чародейных" трав можно найти в справочниках по лекарственным растениям: у них и в самом деле есть множество полезных свойств, правда, к колдовству отношения не имеющих. Впрочем, современная фитотерапия тоже в общем-то чудесная наука...