ВКонтакте Одноклассники YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

Города-здравницы

Кармолис » Блог » Это интересно » Города-здравницы

Медицину Крымского ханства можно с полным на то правом считать уникальной. На относительно небольшой территории полуострова сошлись сразу несколько культур, представители разных цивилизаций, каждая со своей медицинской школой. Греческое княжество Феодоро с остатками византийских знаний; генуэзские колонии с самыми передовыми на тот момент достижениями европейской медицины; иудеи-караимы — еврейские врачи издревле считались одними из лучших в мире; и, разумеется, врачи-табибы из разных исламских стран, передававшие секреты лекарского искусства местным ученикам.

В Средние века медицина Исламского мира вообще считалась передовой — достаточно вспомнить, с каким уважением в Европе относились к трудам Авиценны. Разумеется, пользовались "Каноном врачебной науки" ибн Сины и в Крымском ханстве — эту "основу основ" восточной медицины преподавали будущим врачам в школах-медресе. Были среди врачебных книг Крыма и труды Абу Бакра Мухаммада ар-Рази — известнейшего персидского медика и алхимика, и трактаты о здоровье кордовского философа ибн Рушда, известного в тогдашней Европе как Аверроэс. Надо заметить, что влияние европейской и восточной медицины было взаимным — например, в Османской империи (с которой Крымское ханство было очень тесно связано) фармаколог Омер Шифаи переводил работы немецкого врача Парацельса на арабский язык. Так что в арсенале крымских врачей были не только лекарства из трав (которыми и в те годы полуостров был необычайно богат), пряностей, фруктов и т.п., но и средства "врачебной химии" ("тыбби кимьяи") — фармакологии, использовавшей химические препараты.

Разумеется, лучшие врачи приглашались ко двору крымского хана, лечить и его семью, и приближенных — причем среди первых врачей государства могли быть и иностранцы. Например, французский консул в Бахчисарае Ксаверио Главани в начале XVIII века лечил двух ханов подряд — Саадета и Менгли. Услуги придворных врачей были дороги, но крымская знать пыталась попасть именно к лучшим из лучших. Впрочем, свои врачи — и даже целые врачебные династии, передававшие секреты из поколения в поколения — были в каждом городе, причем пользовались они не только "научной", но и народной медициной.

Народная же медицина Крыма многое сохранила с тех времен, когда татары были кочевым степным народом, и прежде всего — большое внимание к здоровому образу жизни как средству предохранения от болезней. Закаливание, умеренность в пище и здоровое питание (фрукты и овощи, которыми до сих пор славится Крым, уже тогда считались лечебными), регулярные физические нагрузки и упражнения (особенно распространенные среди воинского сословия) — и, если необходимо, обращение к целебным возможностям природы.

Именно крымские татары создали первые настоящие курорты на полуострове. Так, в 1634 году монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д'Асколи, много лет проживший в Крыму, записал в своем "Описании Черного моря и Татарии" о Кырыме-Солхате, нынешнем Старом Крыме: "В окрестностях этого города произрастают душистые цветы и целебные травы. Ежегодно от весны и до июля здесь бывает большой съезд со всех концов Татарии для пользования ваннами из горячей воды с цветами и травами, исцеляющими человека от многих недугов". Впрочем, он же отмечал и здоровый горно-лесной воздух этого места, и чистейшие родники. Традицию травяных ванн в Старом Крыме отмечают еще путеводители начала ХХ века, а  полезные для здоровья (особенно при легочных болезнях) особенности климата способствовали тому, что именно здесь был открыт один из первых в нашей стране туберкулезных санаториев.

Еще одна будущая "всесоюзная здравница" Крыма тоже начиналась с места, куда за исцелением от болезней приезжали жители со всего ханства. Сначала эта деревушка, лежащая на степном западе полуострова, называлась "Тузлы" — "Соленая", по большому солевому озеру, ил которого давно использовался как лекарство. В XVII в. здесь открылась небольшая лечебница, потом еще одна — поток желающих испробовать на себе лечебные грязи рос, нередко приезжали и представители бахчисарайской знати, бывали здесь и гости из Турции. Место это переименовали в Саг — от тюркского "саглык" — "здоровье", а сейчас это курортный город Саки, и грязелечебницы здесь работают уже по всем правилам современной медицинской науки.