Facebook ВКонтакте Одноклассники Твиттер Instagram YouTube

Написать нам Подписаться на обновления

"Европейская жемчужина" в Москве

Кармолис » Блог » Это интересно » "Европейская жемчужина" в Москве

Как только ни называли эту усадьбу восхищенные гости! "Московский Версаль", "Европа в Москве", "европейская жемчужина"... Хотя поначалу поместье было довольно скромным — по легенде,  название происходит от того, что владелец, граф Шереметев, считал его "куском" посреди огромных соседских владений. В исторических документах это название — Кусково — упоминается еще с XVI в.

Первый граф России, сподвижник и свойственник Петра I, Борис Петрович Шереметев, в своих московских владениях бывал редко — то войны, то государственные дела. А сыну его, Петру Борисовичу, унаследовавшему усадьбу в 1719 году, Кусково и обязано своей славой, вышедшей далеко за российские границы.

Поначалу графская вотчина выглядела довольно скромно — небольшой участок земли, деревянный господский дом, пруд, сад, сельцо. С тех времен в нынешней усадьбе осталось только одно строение — каменная Спасская церковь, построенная в 1739 году. Все изменилось, когда 30-летний граф и камергер двора женился на единственной наследнице канцлера Алексея Черкасского, владельца тех самых окрестных земель — и огромных поместий по всей стране. Впрочем, и Шереметевы мало чем уступали — так что Петр Борисович стал одним из богатейших людей империи. Да и "кусок" существенно расширился...

А соседнее имение — Перово — тогда же было подарено императрицей Елизаветой Петровной своему фавориту графу Разумовскому, царский двор стал больше времени проводить в Москве, чем в Петербурге... Так что Шереметевы никак не могли "ударить в грязь лицом" перед такими соседями — и с середины 1740-х годов начинается постройка роскошнейшей усадьбы.

Об архитектурных красотах и богатейших интерьерах Кусково сказано и написано немало, а вот парк зачастую остается только "оправой" для этой "жемчужины Москвы". Между тем усадьба с самого начала задумывалась именно как единый дворцово-парковый ансамбль, за образец которого был взят именно французский Версаль — законодатель всех мод того времени. Парков было несколько: центральный, перед главным "господским домом", был разбит в регулярном французском стиле, с фигурно подстриженными деревьями и зелеными изгородями, с обширным цветником-партером, богатейшим собранием мраморных скульптур, с прудами и павильонами. Кроме него, был еще и английский парк — ландшафтный, или, как тогда говорили, "пейзажный", с естественными видами.

Отдельно устраивались "европейские" уголки: так, возле самого первого из гостевых домиков, Голландского, был разбит небольшой садик с огородом и даже берег пруда был отделан под набережную — получился кусочек небольшого голландского городка. Павильон Грот и Итальянский домик вместе с ближайшими постройками и прудом создавали часть "солнечной Италии"; там же располагался и Воздушный театр (одна из трех сцен в поместье) — подобие итальянских "зеленых театров" под открытым небом. Зрительный зал и сцена были выложены из дерна, причем места зрителей располагались дугой-амфитеатром — как повелось с античных времен. Кулисами служили голубые ели, стенами — березовая аллея и изгородь из барбариса... Ну, а за этим обрамлением выращивались земляника и клубника для графского стола: Петр Борисович был не только богатым, но и рачительным хозяином.

Однако на то, чтобы удивить гостей и поразить их роскошью — денег не жалел: иностранцы бывали поражены размахом праздников, даже считали, что дает их член императорской семьи за казенный счет. Еще бы — на одни только фейерверки могли тратиться сотни пудов пороха, а по Большому пруду плавали не только небольшие лодки-ялики, но и большие парусные яхты с салютными пушками!

Удивляло и зеленое убранство: на аллеях парка можно было встретить необычные для Москвы пальмы, лавры, персики, кактусы, апельсиновые и померанцевые деревья — и даже кофейные! Впрочем, росли они в кадках и выставлялись в парк только в теплое летнее время — а холода пережидали в специально построенных огромных оранжереях, Американской (с точно рассчитанными для максимального освещения углами стен и наклона стекол) и Большой каменной — служившей еще и зимним садом, в котором давались балы: центральная двухэтажная часть специально была построена "воксалом" — так тогда назывались помещения для танцев и других "увеселений".

Впрочем, была у оранжерей, как и у многих других строений усадьбы, и своя чисто утилитарная сторона — в них выращивались деликатесы для гостей. Причем граф Шереметев и здесь оставался верен своему рационализму: абрикосы, например, были заведены специально для их большого любителя — генерал-прокурора князя Вяземского...

Петр Борисович прожил долгую жизнь и успел принять в своем имении и Петра III, и сменившую его Елизавету II, в царствование которой балы и "ассамблеи" отличались особой пышностью, а Кусково достигло своего полного расцвета. А вот наследник его, Николай Петрович, был скорее романтиком и прославился своей любовью не только к театру, труппа которого была полностью набрана из крепостных ("для благозвучности" им давались псевдонимы по названиям драгоценных камней), но и его примадонне — крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой, которой граф сначала дал вольную за чудесный голос и красоту, а потом и женился — вопреки явному неодобрению высшего света...

Однако именно при Николае Петровиче расцвет Кусково закончился — он больше внимания уделял другой подмосковной усадьбе Шереметевых, Останкино, а потом и вовсе по настоянию императора Павлова переехал в Петербург, ко двору. Оставшаяся без хозяйского надзора усадьба начала приходить в упадок, а после смерти графа в 1809 году опекуны 6-летнего наследника начали постепенно вывозить к себе различные диковины и ценности...

"Добили" былую роскошь французы, квартировавшие в Кусково в 1812 году, и в дальнейшем "подмосковный Версаль" уже не блистал так, как в XVIII веке, хотя и бережно поддерживался следующими хозяевами — и Шереметевыми, и советскими властями, сразу взявшими уникальный комплекс под охрану государству, и нынешними музейными работниками, ведущими огромную работу по сохранению и реконструкции европейской жемчужины Москвы.

Облако тегов

детский отдых (1) Кавказ (1) история огурца (1) музыка (1) Земмельвейс (1) странствующие монахи (1) приправы (1) лилия (1) переедание (1) радикулит (1) Терлецкая дубрава (1) чудо-доктор (1) Илья-громовержец (1) лаванда (5) чай под ёлкой (1) обряды (1) Елисеевский магазин (1) эко-тропы (6) изобретения монахов (1) Дед Мороз (1) лабазник (1) царская усадьба (2) природа Крыма (1) Ростовский государственный заповедник (1) Кармолис Детский фитогель (2) Большой Арктический заповедник (1) тибетский чай (1) Иван Купала (1) Тунгусский государственный заповедник (1) отёк (2) семья (3) отдых (3) свойства спаржи (1) Святая Параскева (1) хризантемы (1) Средняя Азия (1) искусство (1) польза прогулок (3) закаливание (1) День Деда Мороза и Снегурочки (1) Кармолис Леденцы (12) укроп (1) Аполлинарий Васнецов (1) ананас (1) Фёдор Васильев (1) приметы октября (1) великие доктора (11) январь (2) Бальтазар Аке (1) розы (1)