XIII век нашей эры. По евразийской Великой Степи, от Китая до Дуная, катятся волны очередного переселения народов - монгольского завоевания. Исчезают одни государства, появляются новые, кто-то отчаянно сопротивляется завоевателям, кто-то пытается выжить, приняв новую власть... В 1223 году полководцы Чингисхана, Джебэ и Субедэ, преследуя прежних хозяев Причерноморья — половцев — дошли и до Крыма. Надолго задерживаться не стали: разгромили и половцев, и русских из Тьмутараканского княжества, взяли крепость Судак — и ушли обратно на север. Богатый и удобно расположенный полуостров завоеватели хорошо запомнили: не прошло и двух десятков лет, как его степные и предгорные земли вошли в состав огромного государства Чингизидов — Золотой Орды. Ну, а когда и Орду постигла участь большинства империй — ее самая западная часть, от нынешнего Краснодарского края до устья Дуная, стала отдельным татарским ханством — Крымским.
Собственно, название Крым (Кырым) тогда носила резиденция правителей-эмиров этой ордынской провинции: в переводе это означает "ров, окоп" — как и положено, местная столица была укреплена. У генуэзцев этот город носил название Солхат — тоже "ров", только по-итальянски. Важный торговый центр на северном ответвлении Великого Шелкового Пути, Кырым-Солхат был населен и татарами, и европейцами, путешественники отмечали, что среди населения есть "кыпчаки, русы и аланы". Ну, а затем название перешло сначала на полуостров, а потом и на все ханство — и когда его столица была перенесена, город продолжали называть Эски-Кырым — Старый Крым. Так до сих пор он и называется — скромный, меньше чем на 10 тысяч населения, городок в горах неподалеку от Феодосии.
Ну, а новой резиденцией первого крымского хана, Хаджи Гирея, стала расположенная на высокой скале (и частично вырубленная в ее пещерах) крепость Кырк-Ер. Впрочем, сейчас она больше известная как Чуфут-Кале — "еврейская крепость": большинство ее населения составляли караимы — крымские иудеи, а татарские ханы прожили на скале недолго. Крепость была полностью неприступной — но за это приходилось расплачиваться теснотой и прочими неудобствами проживания на верхушке горы. Так что уже сын Хаджи Гирея, Менгли, перенес столицу еще раз — к подножию горы, а караимы так и остались жить на вершине.
Ну, а у подножия, в новом городе Салачик, вырос первый из собственных дворцов крымских ханов — Ашлама-Сарай. Построенный в мавританском стиле, он не сохранился до наших дней — но остались рисунки и описания, рассказывающие о том, что здание стояло в "райском саду", "гулистане", в украшение которого вносил свою долю каждый из ханов династии Гиреев. Бассейны, фонтаны, беседки и павильоны, текущая из конца в конец сада вода — и все это среди многочисленных деревьев с сочными плодами. Яблони, груши, череши, вишни, сливы — и совсем уж заморские диковины, которых "нет нигде больше в любой другой стране" — вероятнее всего, завезенные из далекого Китая и мало известные тогда в Европе цитрусовые. Не уступала богатством и цветочная коллекция — сотни тысяч тюльпанов, пионов, гиацинтов, гвоздик, роз... Фонтаны были устроены так, чтобы не только услаждать слух журчанием, но и поливать сад: множество струй омывало листья и плоды, чистая вода, отведенная из горной речки, стекала с ветвей деревьев — и обеспечивала в саду прохладу и влажность даже в засушливые и жаркие летние дни.
Всего ханских дворцов в этих местах было семь (некоторые исследователи насчитывают девять), и вокруг каждого были тенистые сады с фонтанами и беседками, в которых хозяева и гости слушали шелест струй и пение соловьев. Ну, а главная ханская резиденция так и называлась Бахчи-Сарай: "дворец-сад", "дворец в саду". В отличие от своих соседей по речным долинам центрального Крыма, Бахчисарайский дворец уцелел (хоть и не полностью) и стал музеем. Вокруг этого дворца, расположенного на берегу речки Чурук-Су, тоже были высажены сады — в том числе "висячий", террасный сад на склоне над дворцовой площадью. Был и "персидский сад", в который выходили двери и из главного дворца, и из построек ханского гарема — но, увы, сейчас мы можем только догадываться, был ли это персидский "парадиз", высаженный классическими "четырьмя квадратами", "чор-бак", или садовникам больше приглянулась другая планировка. Время и войны пощадили часть старинных зданий — но не деревья и цветы в прекрасных садах... Разве что огромная (5 метров в обхвате!) шелковица еще могла бы помнить времена владычества ханов Гиреев: по подсчетам ученых, этому дереву около 300 лет!