Некогда эта пряность считалась одним из магических символов огненной стихии. Но не за свой острый, обжигающий вкус, а за легендарное происхождение из гнезда птицы Феникс. Впрочем, варианты легенды заметно отличаются: где-то рассказывали о том, что свой погребальный (и омолаживающий) костер Феникс складывает именно из листьев и ветвей этого растения, где-то — что корой выстлано гнездо... Впрочем, вариант с гнездом обходился и без огня: у "отца истории" Геродота, например, указаны просто некие "большие птицы", которым хитрые добытчики предлагают огромные куски бычьих туш до тех пор, пока под весом угощения не проломится дно — тут-то и не зевай, успевай подобрать драгоценную добычу!..
Действительно, драгоценную: в некоторых странах корица (а речь именно о ней) ценилась буквально на вес золота. Впрочем, в Древней Греции пряная кора ценилась дешевле — всего-то в семь раз дешевле золота.
Само название "корица" — чисто русское, от слова "кора". Кстати, от характерного цвета этой пряности происходит и слово "коричневый": изначально вместо него наши предки упоминали "бурый" или "карий" цвет. В большинстве же других стран прижилось античное "кинамомон" — финикийское название, в некоторых языках изменившееся в "циннамон" и т.д. Впрочем, так называли только пряность определенного сорта — из коричника цейлонского, а кора другого дерева того же рода — коричника китайского — называлась "кассия". Оба названия встречаются в ветхозаветных книгах Библии; впрочем, китайские трактаты указывают и другую дату первого использования кассии — примерно 2800 г. до н.э.
За что же так ценили скромную "бурую" кору невысоких деревьев и кустарников, растущих на склонах субтропических гор? Прежде всего, разумеется, за прекрасный, истинно божественный запах. Кстати, корица использовалась и как ритуальное благовоние: например, Император Нерон на похоронах своей жены сжег годичный запас пряной коры — неслыханный, истинно царский знак скорби!
Самые разные народы добавляли корицу в свои кушания, прежде всего — в выпечку и горячее вино. Ни один рецепт "настоящего" глинтвейна без нее не обходится! Такой напиток хорошо согревает продрогшего человека, возвращает ему бодрость, помогает не простудиться в сырость и холод. Впрочем, можно добавить ее и в чай с имбирем, и во многие другие "греющие" напитки — эфирное масло, которым богата кора, обладает антимикробным действием, помогает активировать и нервную систему, и иммунную. На Востоке корицу используют и как жаропонижающее, и как обезболивающее, и как потогонное. Доказано, что эта пряность улучшает аппетит и пищеварение, выделяемое из нее масло используется в стоматологии, недавно ученые нашли возможности применять кассию для лечения сахарного диабета...
Но одно из самых ценных свойств, отмечаемых у корицы с давних пор — это способность в комплексных, сборных лекарствах усиливать действие других компонентов. Поэтому ничего удивительного, что в каплях Кармолис среди десятка эфирных масел, стоящих на страже нашего здоровья, нашлось место и маслу коричника китайского, ценного и самого по себе, и особенно — в таком благородном сочетании.
Как знать, может быть, и цвет ряс босоногих монахов — чистый, без примесей оттенок коричневого, у профессионалов издавна называющийся "кармелитовым" — тоже был выбран не без влияния этой целебной растительной драгоценности...