6 июня Россия ежегодно отмечает день рождения Александра Сергеевича Пушкина. В этот день проходят самые различные фестивали, конференции, чтения. Разумеется, одни из важнейших пушкинских мероприятий назначаются под Москвой, в Государственном историко-литературном музее-заповеднике А.С. Пушкина, расположившемся сразу в двух подмосковных усадьбах — Захарово и Большие Вязёмы. Но если Захарово — это имение бабушки поэта, Марии Алексеевны Ганнибал, у которой Пушкин в детстве проводил каждое лето, то расположенные в нескольких километрах Большие Вязёмы были имением совсем другого дворянского рода — Голицыных. Что же связывает эти две усадьбы?
Когда-то, при Иване Грозном, Вязёмы были последним перед Москвой ямом — почтовой станцией по Большой Смоленской дороге. Место было важное, через него проходил основной путь, связывавший российскую столицу с Европой, поэтому без внимания оно не оставалось. В конце XVI века это была усадьба Бориса Годунова, превращённая им в настоящую крепость с деревянным дворцом-теремом, с каменным пятиглавым храмом. В Смутное время дворец сгорел, успев послужить резиденцией Лжедмитрию и Марине Мнишек. А в 1694 году Пётр Первый пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну за спасение от стрелецкого бунта. Сам Пётр дважды бывал в усадьбе после её восстановления. Но из тогдашних построек до наших дней дошел только Спасо-Преображенский собор.
Именно в него и ездила из Захарово семья Пушкиных-Ганнибалов — своей церкви в их имении не было, и на службы приходилось отправляться к соседям. Возле этого же собора был похоронен в 1807 году младший брат поэта, Николай Сергеевич, умерший в малолетстве. Впрочем, далеко не все визиты Пушкиных проходили по таким важным и тем более трагическим поводам: Голицыны, как и полагалось знатному и богатому роду, жили широко, часто давали приёмы и балы, да и просто общались с соседями из благородного сословия.
Кстати, обе усадьбы впоследствии были описаны в романе «Евгений Онегин»: в Захарово Пушкин «поселил» Татьяну Ларину, а Большие Вязёмы стали вотчиной главного героя. Мать тогдашнего реального владельца Вязём, Бориса Владимировича Голицына, статс-дама Наталья Петровна, особа мрачная и властная, стала прототипом роковой Пиковой дамы — почему и сам господский дом усадьбы называют Домом Пиковой дамы.
В 1811 году юный Пушкин уезжает из московских имений семьи в Царскосельский лицей. А через год грянула Отечественная война, и Большие Вязёмы оказались как раз на пути двух армий, двигавшихся к Москве по Большой (или, как тогда говорили, Старой) Смоленской дороге. Большого урона усадьба не понесла, а её история заметно обогатилась.
Именно сюда привезли с Бородинского поля раненого генерала Багратиона, давнего друга Голицыных, именно в ней остановился на пути от Бородино к Москве Кутузов — а через несколько часов в той же самой комнате разместился на ночлег французский император Наполеон Бонапарт. В честь такого двойного события на территории усадьбы был впоследствии поставлен памятник, а комната, давшая приют двум полководцам-противникам, носит у музейных работников неофициальное название «зала незваных гостей».
Пушкин в знакомых с детства местах вновь появляется только в 1826 году после ссылки в псковское имение Михайловское. Захарово к тому времени уже сменило владельцев: в 1811 году оно было продано бабушкой поэта своей родственнице. Умер в 1813 году и Б.В. Голицын — однако его брат, московский губернатор Дмитрий Владимирович, не просто сохранил Большие Вязёмы, но и приукрасил их, а главное — перевёз в них обширную библиотеку и свою коллекцию произведений искусства. По прежнему давались балы и приёмы, и на одном из них Пушкин встретил свою будущую жену, Наталью Николаевну Гончарову, руки которой впоследствии добивался несколько лет.
И хотя в Больших Вязёмах и до того, и впоследствии бывало много известнейших людей — писатели Гоголь и Лев Толстой, поэт Валерий Брюсов и путешественник Пржевальский, — «Дом Пиковой дамы» по праву считается прежде всего именно пушкинским местом.