Facebook ВКонтакте Одноклассники Твиттер Instagram YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

День мореплавателя

Кармолис » Блог » Это интересно » День мореплавателя

Международный день мореплавателя — один из самых «молодых» праздников: решение о его учреждении было принято Международной морской организацией при ООН только в 2010 году. До этого своих мореходов каждая страна чествовала отдельно: у нас, например, с советских времён в первое воскресенье июля отмечается День работников морского и речного флота, а в последнее — День Военно-Морского Флота.

Мореплавание — работа, с одной стороны (особенно с берега), очень романтическая, а с другой — трудная, тяжёлая, героическая. Но очень нужная всему человечеству с древности и до наших дней.  «Navigare necesse est, vivere non est necesse» — сказал однажды древнеримский флотоводец Секст Помпей Магн, и с тех пор эти слова («Плавать по морю необходимо, жить не так уж необходимо») стали пословицей моряков всего мира. Даже в наши дни по воде перевозится 80% всех торговых грузов человечества, и без моряков просто остановилась бы нормальная жизнь во многих странах.

Впрочем, мы бы и не знали о существовании этих стран, если бы не мореходы, на небольших деревянных «скорлупках» отправлявшиеся в открытый океан... Зачем? Точнее, за чем? В первую очередь, за растениями. За их плодами, листьями, корой...

После взятия османами Константинополя в 1453 году для Европы закрылась древняя Дорога Специй из Индии, причём сразу оба её ответвления — через Персию и через Аравию и Египет. Пряности стали в буквальном смысле на вес золота, иногда и дороже — а ведь они использовались не только в пище, их лекарственные (и, как считалось, магические) свойства были известны с античных времён.

Именно с поиска морского пути к «Островам Пряностей» — Индонезийскому архипелагу — и началась Эпоха Великих Открытий. Европейским морякам, до того державшимся привычных берегов, потребовалось выходить в океан и совершать дальние плавания — открывая при этом новые моря и земли за ними.

И привозя из них новые растения. Из Америки, например, к нам пришли томаты и картофель, кукуруза и фасоль, подсолнечник и табак, ананасы и какао, ваниль, которую ацтеки использовали как добавку к своему шоколаду – причём, добавку лечебную. Оказалось, что и с другой стороны океана пряности не дёшевы — стручки ванили служили в качестве денег, ими собирал со своих подданных налог император ацтеков Монтесума; а испанские конкистадоры просто прибавили понравившуюся новинку к своим богатым трофеям.

Моряки возили растения — а растения помогали морякам в дальних плаваниях. Долгое время настоящей бедой была цинга: в пищу шли в основном крупы, сухари, сыр и солонина — остальные продукты быстро портились. Проблему удалось решить только при помощи фруктов, прежде всего цитрусовых: лимоны и померанцы хранились долго, так что морякам стали выдавать порции лимонного сока или добавлять лимоны к чаю.

Популярность чая в Европе тоже связана с морем. Поначалу завозили его из Китая, доставка его с сухопутными караванами растягивалась иногда до полной потери качества легко отсыревающим и выдыхающимся продуктом. Морские пути сократили это время до одного года — но и во время такого путешествия в трюмах чай удавалось сохранить не всегда. А вот самые быстрые парусники XIX века — «чайные» клиперы, строившиеся специально для доставки ценных и скоропортящихся грузов, сократили этот срок до 80-90 дней.

Устраивались даже особые «чайные гонки», за которыми следила вся Европа. В конце мая 1866 года из китайского порта Фучжоу в Англию стартовали сразу 16 клиперов, а 5 сентября победитель — клипер «Тайпин» — в устье Темзы опередил своего главного конкурента, клипер «Ариэль», всего на 10 минут! Впрочем, капитан-победитель поделил свою премию пополам с коллегой-соперником, и то же самое сделал владелец клипера: в таких гонках почёт ценился больше денег.

Есть в морской истории разных растений и более скромные, мало кому известные страницы — причём, весьма древние. Растения и их семена путешествовали вместе с моряками не только через океаны, но и, например, от одного берега Средиземного моря до другого — именно так оказались, например, во Франции и Италии ближневосточная лаванда. Финикийские моряки привезли в разные страны миндаль, греческие колонисты — виноград и оливы на берега Черного моря.

А некоторые растения пересекают океаны и без помощи людей. Например, родиной кокосовой пальмы считается Малайзия — но встретить это дерево можно по всей тропической полосе обоих полушарий, зачастую даже на крошечных необитаемых островах. Дело в том, что кокосовый орех полностью водонепроницаем, легко переносится океанскими течениями и способен прорасти в любых мало-мальски подходящих условиях. Сам себе мореход — причём, как и положено настоящему моряку, не раз спасавший потерпевших бедствие коллег, даря им и пищу, и питьё, и строительный материал, и даже сырьё для канатов.