Facebook ВКонтакте Одноклассники Твиттер Instagram YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

День мореплавателя

Кармолис » Блог » Это интересно » День мореплавателя

Международный день мореплавателя — один из самых «молодых» праздников: решение о его учреждении было принято Международной морской организацией при ООН только в 2010 году. До этого своих мореходов каждая страна чествовала отдельно: у нас, например, с советских времён в первое воскресенье июля отмечается День работников морского и речного флота, а в последнее — День Военно-Морского Флота.

Мореплавание — работа, с одной стороны (особенно с берега), очень романтическая, а с другой — трудная, тяжёлая, героическая. Но очень нужная всему человечеству с древности и до наших дней.  «Navigare necesse est, vivere non est necesse» — сказал однажды древнеримский флотоводец Секст Помпей Магн, и с тех пор эти слова («Плавать по морю необходимо, жить не так уж необходимо») стали пословицей моряков всего мира. Даже в наши дни по воде перевозится 80% всех торговых грузов человечества, и без моряков просто остановилась бы нормальная жизнь во многих странах.

Впрочем, мы бы и не знали о существовании этих стран, если бы не мореходы, на небольших деревянных «скорлупках» отправлявшиеся в открытый океан... Зачем? Точнее, за чем? В первую очередь, за растениями. За их плодами, листьями, корой...

После взятия османами Константинополя в 1453 году для Европы закрылась древняя Дорога Специй из Индии, причём сразу оба её ответвления — через Персию и через Аравию и Египет. Пряности стали в буквальном смысле на вес золота, иногда и дороже — а ведь они использовались не только в пище, их лекарственные (и, как считалось, магические) свойства были известны с античных времён.

Именно с поиска морского пути к «Островам Пряностей» — Индонезийскому архипелагу — и началась Эпоха Великих Открытий. Европейским морякам, до того державшимся привычных берегов, потребовалось выходить в океан и совершать дальние плавания — открывая при этом новые моря и земли за ними.

И привозя из них новые растения. Из Америки, например, к нам пришли томаты и картофель, кукуруза и фасоль, подсолнечник и табак, ананасы и какао, ваниль, которую ацтеки использовали как добавку к своему шоколаду – причём, добавку лечебную. Оказалось, что и с другой стороны океана пряности не дёшевы — стручки ванили служили в качестве денег, ими собирал со своих подданных налог император ацтеков Монтесума; а испанские конкистадоры просто прибавили понравившуюся новинку к своим богатым трофеям.

Моряки возили растения — а растения помогали морякам в дальних плаваниях. Долгое время настоящей бедой была цинга: в пищу шли в основном крупы, сухари, сыр и солонина — остальные продукты быстро портились. Проблему удалось решить только при помощи фруктов, прежде всего цитрусовых: лимоны и померанцы хранились долго, так что морякам стали выдавать порции лимонного сока или добавлять лимоны к чаю.

Популярность чая в Европе тоже связана с морем. Поначалу завозили его из Китая, доставка его с сухопутными караванами растягивалась иногда до полной потери качества легко отсыревающим и выдыхающимся продуктом. Морские пути сократили это время до одного года — но и во время такого путешествия в трюмах чай удавалось сохранить не всегда. А вот самые быстрые парусники XIX века — «чайные» клиперы, строившиеся специально для доставки ценных и скоропортящихся грузов, сократили этот срок до 80-90 дней.

Устраивались даже особые «чайные гонки», за которыми следила вся Европа. В конце мая 1866 года из китайского порта Фучжоу в Англию стартовали сразу 16 клиперов, а 5 сентября победитель — клипер «Тайпин» — в устье Темзы опередил своего главного конкурента, клипер «Ариэль», всего на 10 минут! Впрочем, капитан-победитель поделил свою премию пополам с коллегой-соперником, и то же самое сделал владелец клипера: в таких гонках почёт ценился больше денег.

Есть в морской истории разных растений и более скромные, мало кому известные страницы — причём, весьма древние. Растения и их семена путешествовали вместе с моряками не только через океаны, но и, например, от одного берега Средиземного моря до другого — именно так оказались, например, во Франции и Италии ближневосточная лаванда. Финикийские моряки привезли в разные страны миндаль, греческие колонисты — виноград и оливы на берега Черного моря.

А некоторые растения пересекают океаны и без помощи людей. Например, родиной кокосовой пальмы считается Малайзия — но встретить это дерево можно по всей тропической полосе обоих полушарий, зачастую даже на крошечных необитаемых островах. Дело в том, что кокосовый орех полностью водонепроницаем, легко переносится океанскими течениями и способен прорасти в любых мало-мальски подходящих условиях. Сам себе мореход — причём, как и положено настоящему моряку, не раз спасавший потерпевших бедствие коллег, даря им и пищу, и питьё, и строительный материал, и даже сырьё для канатов.

Облако тегов

монастырский огород (1) полезные блины (1) Тибет (1) история рукколы (1) леденцы от простуды (7) Царское Село (1) Париж (1) Всемирный день без автомобиля (1) свобориное дерево (1) история картофеля (1) народные рецепты (1) солнцеворот (2) путешествия (3) Наум-грамотник (1) медицина Российской Империи (13) Рыбинское море (1) свойства хрена (1) болят мышцы (1) Бальтазар Аке (1) легенды о растениях (4) история растений (7) Япония (2) учеба (1) Главный ботанический сад (1) 1 марта (1) чор-бак (2) от комаров (1) как избавиться от стресса (6) геральдика (9) Новый год (10) Нургуш (1) Дальний Восток (1) заводчики России (1) усадьба Мелихово (1) 12 мая (1) гидродистилляция (1) монастырский сад (2) известные австрийцы (1) праздник весны (1) польза горчицы (1) Кавказский заповедник (1) Рождественский чай (1) Сергей Петрович Боткин (1) знаменитые врачи (6) чай с молоком (1) сосна (2) средства от комаров (1) Приокско-террасный заповедник (1) 16 февраля (1) баня (3)