Самое древнее упоминание об ирисах – не письменное, а живописное. На острове Крит одна из уцелевших фресок Кносского дворца изображает жреца идущего в зарослях этих цветов. Неизвестный художник, живший 4 000 лет назад, нарисовал часть цветов желтыми, а часть пурпурно-красными, отдав должное самой интересной особенности рода Iris – радужному многоцветью.
Название «ирис» дал Гиппократ – в честь древнегреческой богини радуги Ириды («ирис» и означает «радуга»). Ирида была посланницей при богине Гере и когда она сходила на землю, с неба спускалась радуга.
Название прижилось, и ирисы стали поэтически называть упавшими на землю осколками радуги. Связывали эти цветы и с мифом о Прометее – радуга вспыхнула, когда он принёс огонь людям, и на том месте, где разноцветная дуга упиралась в землю, распустились первые ирисы.
В Древнем Египте ирисы считались символом красноречия и уже в XVI-XV вв. до н.э. росли в садах знати. Умение «цветисто» произносить речи было весьма важно для карьеры, а иногда и для жизни.
У арабов ирисы, наоборот, были символами молчания и печали. В тех краях растёт вид с белыми лепестками, а белый издревле на Востоке считался цветом траура, и ирисы высаживались не в садах, а на могилах.
Примерно в это же время придали особое значение ирису христиане: распустившиеся лепестки напоминали разорванное страданиями сердце Богоматери, поэтому в Средние века ирисы украшали монастырские сады.
Некоторые народы больше внимания обращали на заострённые, мечевидные листья ирисов. У японцев ирис настолько тесно связано с мечами и войной, что даже само понятие «воинский дух» изображается тем же иероглифом, что и ирис. Каждый год в День мальчиков комнаты сыновей украшаются изображениями ирисов, а из их цветков готовится особый напиток. Считается, что он вселяет в души мужчин отвагу и стойкость.
В немецком языке ирис так и назывался – «лилия-меч». С лилиями эти цветы вообще путали часто, и у некоторых знатоков геральдической ботаники есть мнение, что знаменитые французские «королевские лилии» больше похожи на стилизованные цветы ириса.
У самих французов ирис носит и ласковое местное имя – «шери» («милый, любимый»), сходное по смыслу с русским «касатик», которое тоже произошло от косы, которую напоминали листья. А позже все стали обращать внимание только на прекрасные цветы. Или почти все: на юге России бытовало название «сабельник», которое сейчас присвоено другому растению. Балканские славяне до сих пор называют ирис «перуника» в честь древнего бога войны, грома и молнии.