Не так давно «настоящим» чаем признавался только рассыпной, требующий заварки, а чай в пакетиках брали, чтобы пить дороге, на работе. Многие ценители до сих пор придерживаются этой точки зрения, но ритм жизни диктует свои правила, чайных пакетиков становится всё больше, и покупают их всё активнее.
Изобретателем пакетиков для чая считается американский торговец Томас Салливан. В начале ХХ века чай продавался в больших жестяных банках и коробках, но Салливану в 1904 г. потребовалось провести рекламную акцию по нью-йоркским ресторанам, представив разные сорта имеющегося в его запасах чая. Отдавать сразу по большой банке каждого сорта? Дороговато... Расфасовка в небольшие, ровно на одну порцию чая, шёлковые мешочки, туго завязанные нитками, подошла как нельзя лучше: на нитку можно было повесить этикетку с указанием сорта.
История умалчивает, кто первым не стал развязывать нитку и опустил в кипяток весь мешочек сразу, произошло ли это случайно или кто-то просто не понял, как нужно было пользоваться такой необычной упаковкой. Однако идея заварки в своей собственной чашечке, и без плавающих чаинок покупателям понравилась, и у Салливана стали спрашивать именно чай «в мешочках». Особенно популярным он стал у клерков многочисленных нью-йоркских учреждений: время – деньги, а «чай Салливана» можно было пить, не отрываясь от работы.
Самую широкую популярность чайным пакетикам принесла Первая Мировая война. Дрезденская фирма Teekanne подхватила идею и стала поставлять такой чай для солдатских пайков. Вместо дорогого и дефицитного из-за войны шёлка немцы шили мешочки из марли, складывая её в несколько слоев. На фронте возможность быстро заварить себе чай прямо в жестяной кружке понравилась, а вот вкус марли «чайных бомб» (так солдаты прозвали пузатые мешочки), добавлявшийся к вкусу чая – не очень.
После войны Адольф Рамбольд, инженер компании Teekanne, придумал специальную машину, которая позволяла ускорить процесс расфасовки чая в несколько раз, а американец Фей Осборн – пакетики из специальной ткани, не имевшей запаха. До этого такая ткань, в основе которой были волокна манильской конопли, использовалась для заворачивания сигар (тоже весьма чувствительных к посторонним запахам), так что проблем с её производством не было – чайные пакетики стали массовыми и дешёвыми.
Во время Второй Мировой войны манильская конопля, «заморский» стратегический товар, тоже стала дорогой и недоступной, и пакетики стали делать из перфорированной бумаги. Состав её менялся: подбирали такое соотношение разных волокон, которое и обеспечивало бы достаточную пористость, и не позволяло бы пакетику расползаться в горячей воде. А после войны опять-таки фирма Teekanne запатентовала двойные пакетики с металлической скрепкой – очень популярные и сейчас, особенно в странах Европы.
Впрочем, англичане предпочитают круглые пакетики без ниток – они удобно ложатся на дно чашек, не оставляя посторонним взглядам ничего, что могло бы намекать на «нетрадиционный» способ заварки. Сейчас в мире большим спросом пользуются пакетики-пирамидки – считается, что у них больше поверхность и чай из них полнее отдаёт свой вкус и аромат.
Последнее зависит от сорта чая и добросовестности производителей: некоторые, чтобы сэкономить, фасуют в пакетики не только резаные листья, но и чайную пыль, оставшуюся при их измельчении. Другие предпочитают выигрывать на неизменности традиционных сортовых качеств, третьи добавляют в пакетики разные травы, кусочки ягод и фруктов, ароматизаторы... И у каждого из вариантов находятся свои любители и ценители, которых не смущает «неправильность» такой заварки.