ВКонтакте Одноклассники YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

Чай русских караванов

Кармолис » Блог » Это интересно » Чай русских караванов

Этот сорт чая в мире называется «русским», однако на российских прилавках его не видывали больше сотни лет, и сейчас можно встретить редко. Иногда в специализированных магазинах, торгующих продукцией известнейших чайных домов мира, встречается упаковка с надписью «Russian Caravan Tea».

Кто и когда из наших соотечественников первым завёз в Европу этот сорт чая, теперь не узнать. Известно, что у Оноре де Бальзака, который свою зависимость от кофе время от времени пытался перебить сигарами и крепким чаем, была коллекция очень дорогих сортов чая, преимущественно китайского, и среди них был «караванный чай», подаренный русским министром. Купить такой сорт в чайных салонах Парижа или Лондона тогда было невозможно!

Когда его распробовали (случилось это ближе к концу ХIX в.) сначала в Англии, законодательнице западных чайных мод, а потом и в остальных странах, то необычный «копчёный» аромат объясняли тем, что этот чай пропитывается дымом костров, которые жгут караванщики на долгом (больше года) пути из Китая в Москву и Петербург. Настолько крепок этот дым и настолько много костров горит с гружёными чаем верблюдами, что он проникает через все слои упаковки...

Надо заметить, что в караванах и обозах, отправлявшихся через всю Монголию и Россию («великий чайный путь» был длиной почти 9 тысяч вёрст!), об упаковке заботились особо. Герметичность чайного ящика-тюка (цыбика) обеспечивалась настолько полная, что у дыма не было бы никаких шансов, даже если бы ящик подвесили прямо над костром. И обычный китайский чай доставлялся в Москву без всяких лишних запахов. А вот «караванный», с дымком – это уже был особый сорт, и любители брали его сразу ящиками, если выпадал такой случай.

Почему случай? Потому что караванный чай появился на свет случайно и специально не готовился. Просто за время долгого пути время от времени груз падал с верблюдов и саней, цыбики разбивались, чай в них впитывал влагу из воздуха, подмокал в снегу и, чтобы товар не пропал, его тут же сушили у походных костров.

После этого чай приобретал особый аромат, который первым оценили сами караванщики и начали крепко даже не заваривать, а варить. Потом нашлись ценители и богаче, специально заказывавшие чай с дымком, и в 1865 г. в словаре иностранных слов Михельсона караванный чай уже описывается как «лучший сорт чёрного чая, доставляемый караванами через Маймачин или Кяхту и Азиатскую Россию». Почти весь такой чай раскупался в России, с европейцами делились буквально щепотками – как ценным подарком.

После открытия в 1869 г. Суэцкого канала чай в Россию начали завозить и через порты Чёрного моря. Такой чай доставлялся быстрее, был дешевле, появился выбор между китайским, индийским, цейлонским. Окончательно «добило» чайные караваны открытие Транссибирской железнодорожной магистрали – после 1905 г. из Манчжурии чай можно было возить вагонами. А специально «задымлённый» чай уже был не настоящий караванный...

Russian Caravan Tea, выпускаемый нынче и английскими, и французскими чайными домами – тоже не тот самый. Это даже не отдельный сорт, а купаж, смесь из нескольких сортов: в основе обычно китайский чёрный чай кимин (очень качественный, сам по себе дающий хороший красный настой), в него добавляют немного китайского же улуна или цейлонские сорта.

Самый лучший из караванных – с добавками китайского же чая лапсанг сушонг: этот сорт сушат в бамбуковых корзинах, подвешиваемых над костром из сосновых веток и шишек, «копчёный» запах у него – самый настоящий, такой же, как от костров русских караванщиков!