Соединенные Штаты Америки обычно как «чайная» страна не воспринимаются: вот кофе, соки, газировка – другое дело. Однако именно чай сыграл важную роль в самом появлении США как государства.
Первыми на американский континент завезли чай голландцы – в их вест-индийских колониях этот напиток стал популярным с XVII века. Затем и из старой доброй Англии по колониям распространилась мода на чаепития среди аристократии, ведь британская традиция предписывала использование фарфоровых чайников, серебряных ложечек и прочих предметов роскоши, которых у бедных первопоселенцев попросту не было. Да и сам чай был дорог, так что возможность его пить каждый день, и с особым шиком, стала для местной элиты знаком своего высокого статуса.
Мода среди богатых, как это частенько бывает, постепенно распространялась «сверху вниз», спрос на чай рос, появлялись свои местные традиции. Колонисты-пуритане, например, пили чай не со сливками и сахаром, как большинство англичан, а с маслом и солью, поскольку боролись со всем, что казалось им излишеством, в том числе и со сладостями.
Многие поселенцы предпочитали чай с травяными добавками – в ход шли корни ириса, лепестки гардении, шафран, и в разных колониях (будущих штатах) были свои предпочтения. Но общим правилом для приличного общества стало употребление в день не меньше двух чашек чая. В 1760 году чай занял третье место среди товаров, ввозимых в британский Новый Свет, и превратился в источник солидных доходов, мимо которого не могли пройти власти метрополии.
Чай обложили большим налогом, монополию на торговлю им отдали могущественной Ост-Индской компании – главному поставщику товаров из Азии. Колонисты, которым привычный уже напиток стал не по карману, ответили протестами и контрабандными закупками у голландцев. В 1773 году приняли новый «Чайный закон», по которому цена на сам чай должна была упасть, но... Тут уже теряли свою выгоду контрабандисты и перекупщики, а главное – всех колонистов возмутило постоянное вмешательство парламента Британии в их жизнь без права колонии на собственный голос при решении любых касающихся их вопросов.
«Чайный» вопрос спровоцировал массовые протесты, вершиной которых стало «Бостонское чаепитие»: сторонники независимости, переодевшиеся индейцами, захватили три корабля Ост-Индской компании, пришедших в гавань Бостона с грузом чая, и выкинули за борт 342 ящика с отборными чайными листьями.
Маскарад никого не обманул, все прекрасно понимали, что «индейцы» были членами организации «Сыны свободы», боровшейся за отделение колоний от империи. Из Лондона пришёл грозный приказ – найти и наказать. Так и началась Война за независимость, приведшая к полному отделению 13 колоний от Британии в качестве независимых государств, объединившихся в Северо-Американские Соединенные Штаты по образцу голландских Соединенных Провинций.
А что же сам чай? В ходе войны его поставки полностью прекратились, и колонистам пришлось искать различные заменители – ароматную настойку из листьев малины и, конечно же, кофе, который стал для повстанцев символом патриотизма и борьбы с британскими традициями. После получения независимости американцы начали завозить чайные листья напрямую из Китая, но былой повальной моды уже не было, и популярность чая в США так и не восстановилась до «колониального» уровня.