Царь леса

«Лесной богатырь», «лесной кудесник», «поэт леса», «леший русской живописи», «старик-лесовик», «царь русского леса» - так современники отзывались об Иване Ивановиче Шишкине. На любой из картин Шишкина можно найти могучие деревья, а вот люди и их строения обычно незаметны. «Природа всегда нова» - писал художник в дневнике и добавлял: «Что может быть лучше природы!»

С самого своего поступления (очень непростого, прежде всего, из-за недовольства патриархальной купеческой семьи, пытавшейся сделать из своего наследника чиновника или коммерсанта) в Московское Училище живописи и ваяния Шишкин удивил и учителей, и однокурсников умением показать красоту во всём, что окружало человека. «Просто поле, лес, река – а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды!» - писали о нём. Именно иностранный пейзаж считался «красивым», а русский...

На привычное мы зачастую просто не обращаем внимания. А вот Шишкин мог часами пропадать в подмосковных Сокольниках, зарисовывая по-разному какой-нибудь пень или корягу. После окончания училища он поступил в петербургскую Академию художеств, и его любимым местом стал остров Валаам посреди Ладожского озера. Именно за пейзажи Валаама Шишкин получил Большую золотую медаль академии, дававшую право три года учиться за границей. Обучение у немецких и швейцарских мастеров кисти и новый успех: за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получает звание академика.

Что же особенного было в этих картинах, чем Шишкин отличался от других пейзажистов? Великолепным знанием натуры, тщательностью в деталях, в том числе и таких, которые другим казались излишними. Иван Иванович настолько хорошо изучил ботанику, что даже на картинах, написанных в мастерской, нельзя найти несоответствия с природой. Если изображена какая-то местность, то и растения на ней будут именно те, которые должны быть на этом типе почвы, и вид их будет строго соответствовать сезону, погоде, времени суток, расположению по сторонам света.

Прекрасное мгновение жизни природы останавливалось с фотографической точностью, за что некоторые коллеги и ценители даже пеняли Ивану Ивановичу: мол, художник должен не только отображать то, что видит, но и «передавать настроение», «показывать свой дух». Шишкин же показывал дух не собственный, а природы – не просто как окружения людей со всеми их страстями, а как самостоятельной стихии, могучей, прекрасной, царственной.

До самого конца жизни Иван Иванович оставался в душе восторженным поклонником русского леса, его не столько царём, сколько верноподданным, и даже последняя картина, за которую он взялся, так и должна была называться – «Лесное царство».

Облако тегов

заповедники России (18) Кармолис Детский фитогель (2) готовимся к осени (1) чор-бак (2) литография (1) традиции Руси (1) воспаления суставов (2) экзаменационный стресс (1) Теофраст (1) пряные травы (7) сбор трав (2) Иван Шишкин (1) Иван Купала (1) лето (7) японское чаепитие (1) легенды о чае (1) День российской мультипликации (1) средства от простуды (6) детская аптечка (1) Иван Красмкой (1) Борис Кустодиев (1) Индонезия (1) Полистовский заповедник (1) пейзажи (3) семья (3) полезные растения (16) артишок (1) медицина Российской Империи (11) сады (1) от укачивания (1) история ботанических садов России (3) масло горчицы (1) качество (1) лечение картофелем (1) тепловой удар (1) праздник любования кленовыми листьями (1) свойства помидоров (1) Вавилон (1) усадьба Знаменское-Раёк (1) знаменитые доктора (1) редкие животные (1) праздники февраля (2) Пётр I (1) леденцы для детей (8) первые мультфильмы (1) дорожная аптечка (6) купцы (1) Омельян (1) отёк (2) Российская империя (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: