Царь леса

«Лесной богатырь», «лесной кудесник», «поэт леса», «леший русской живописи», «старик-лесовик», «царь русского леса» - так современники отзывались об Иване Ивановиче Шишкине. На любой из картин Шишкина можно найти могучие деревья, а вот люди и их строения обычно незаметны. «Природа всегда нова» - писал художник в дневнике и добавлял: «Что может быть лучше природы!»

С самого своего поступления (очень непростого, прежде всего, из-за недовольства патриархальной купеческой семьи, пытавшейся сделать из своего наследника чиновника или коммерсанта) в Московское Училище живописи и ваяния Шишкин удивил и учителей, и однокурсников умением показать красоту во всём, что окружало человека. «Просто поле, лес, река – а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды!» - писали о нём. Именно иностранный пейзаж считался «красивым», а русский...

На привычное мы зачастую просто не обращаем внимания. А вот Шишкин мог часами пропадать в подмосковных Сокольниках, зарисовывая по-разному какой-нибудь пень или корягу. После окончания училища он поступил в петербургскую Академию художеств, и его любимым местом стал остров Валаам посреди Ладожского озера. Именно за пейзажи Валаама Шишкин получил Большую золотую медаль академии, дававшую право три года учиться за границей. Обучение у немецких и швейцарских мастеров кисти и новый успех: за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» Шишкин получает звание академика.

Что же особенного было в этих картинах, чем Шишкин отличался от других пейзажистов? Великолепным знанием натуры, тщательностью в деталях, в том числе и таких, которые другим казались излишними. Иван Иванович настолько хорошо изучил ботанику, что даже на картинах, написанных в мастерской, нельзя найти несоответствия с природой. Если изображена какая-то местность, то и растения на ней будут именно те, которые должны быть на этом типе почвы, и вид их будет строго соответствовать сезону, погоде, времени суток, расположению по сторонам света.

Прекрасное мгновение жизни природы останавливалось с фотографической точностью, за что некоторые коллеги и ценители даже пеняли Ивану Ивановичу: мол, художник должен не только отображать то, что видит, но и «передавать настроение», «показывать свой дух». Шишкин же показывал дух не собственный, а природы – не просто как окружения людей со всеми их страстями, а как самостоятельной стихии, могучей, прекрасной, царственной.

До самого конца жизни Иван Иванович оставался в душе восторженным поклонником русского леса, его не столько царём, сколько верноподданным, и даже последняя картина, за которую он взялся, так и должна была называться – «Лесное царство».

Облако тегов

легенды о чае (1) нервы (2) прогулки (2) Матрёна зимняя (1) леденцы для детей (7) здоровье младенца (1) вред мёда (1) семья (3) остеохондроз (1) Крещенский сочельник (1) сады в Лефортово (1) Иран (1) знаменитые доктора (1) это интересно (217) старинные книги (1) Черноморское побережье (1) Дальний Восток (1) миозит (1) Всемирный день сна (1) как укрепить иммунитет (3) история Москвы (1) огурец (1) усадьба Пушкина (1) подготовка к празднику (1) праздники февраля (2) леденцы от простуды (6) история фармацевтики (1) знания (1) применение ревеня (1) праздники в честь природы (1) японское чаепитие (1) открытия Колумба (1) болят мышцы (1) как полюбить осень (1) Израиль (1) пейзажи (3) парки Вены (1) профилактика гриппа (10) галеновые препараты (1) от вирусов (1) военная медицина (1) сосна (1) польза прогулок (3) Кармолис Гель (4) Брюллов (1) Коломенское (1) женьшень (1) орден кармелитов (1) ММА (1) дети (3)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: