Этого древнегреческого философа многие считают «отцом ботаники», и не без оснований. Более полутора тысяч лет именно он был в отношении растений столь же непререкаемым авторитетом, как Гален в медицине или Аристотель в общем естествознании. «Отец ботаники» был учеником и другом Аристотеля, а полученное от того прозвище – Теофраст, «Богоречивый», - заменило в истории настоящее имя: Тиртам.
Тиртам-Теофраст родился в 327 году в семье ремесленника, выделывавшего сукно из шерсти. Философией он увлекся случайно, познакомившись с заехавшим на остров Алкиппом, учеником Платона. В платоновскую Академию Тиртам и отправился на учёбу, там познакомился с Аристотелем, тогда ещё старшим учеником, который был на 12 лет старше. Но это не помешало крепкой дружбе.
Вместе они путешествовали по греческим колониям, вместе преподавали в основанной Аристотелем школе – Ликее. После отъезда друга из Афин Теофраст 35 лет управлял Ликеем, полностью посвятив себя науке и ученикам. Своей семьи у него не было: по записанным одним из учеников словам философа, «невозможно в равной мере служить и книгам, и жене».
Теофрасту приписывают 227 трактатов на самые разные темы, объединенные единой метафизической системой. Математика и физика, астрономия и психология, медицина и политика, эстетика и педагогика. Ни одна отрасль античной науки не осталась обойдённой вниманием.
Однако потомки запомнили Теофраста прежде всего именно как «отца ботаники» из-за двух больших работ: «Истории растений» из 9 книг и «О причинах растений» из 6 книг. В них были даны описания 500 видов трав, деревьев и кустарников, советы по их применению в сельском хозяйстве и медицине.
Похожие сборники сведений встречались и раньше, но размышления Теофраста не ограничивались лишь полезностью растений для человека. Для философа, любившего жизнь во всех её проявлениях, природа не была предназначена для своего «царя», она жила и развивалась самостоятельно. И растения он воспринимал прежде всего как живые существа. А раз так, то чем они отличаются от животных? Какие у них есть органы – не только внешние (листья, плоды, стебель, корень), но и внутренние? Как действуют, чему служат? Какое влияние на растения оказывают почва, климат, тепло или холод, влага или сухость? Могут ли растения самозарождаться или меняться из одного вида в другой?
Вопросы по нынешним временам наивные. Но если бы они не были поставлены в древности, не было бы и современных ответов на них. Пусть систематика растений у Теофраста была несовершенна, пусть многие описания сделаны с чужих слов, а наблюдения часто приводили к ошибочным выводам – однако впервые изучение зелёного царства было встроено в единую научную систему и основывалось на общих для всего живого принципах. Точные же исследования и необычные открытия предстояли тем, кто унаследовал труды «отца ботаники».