Среди русских пейзажистов К.А. Коровина особо выделяли ещё при жизни. Кто-то считал его картины «бездарной мазнёй» и обвинял художника в декадентстве, кто-то, наоборот, провозглашал гением игры света, тени и ярких красок. Сейчас его принято называть первым русским импрессионистом.
Если кому и было написано на роду стать художником, так это точно Константину Алексеевичу Коровину. Отец его, человек с редким среди купеческого сословия университетским образованием, увлекался искусствами, мать, дворянка по происхождению, рисовала акварели. Она и стала первой учительницей живописи для своих сыновей, а в 14 лет Константин стал студентом Московской академии живописи, ваяния и зодчества. Изначально он решил учиться архитектуре, и только через год перевёлся в ученики к мастеру русского пейзажа А.К. Саврасову.
Увы, учитель вскоре был уволен. Коровин перевёлся в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, но через 3 месяца сбежал обратно в Москву, не выдержав формализма, царившего среди столичных художников. Новым руководителем факультета живописи в Москве стал В.Д. Поленов, с которым юный Коровин быстро нашёл много общего. В том числе в любимых жанрах: пейзаж и жанровые сцены на природе.
Первой картиной, обратившей внимание коллег и публики на молодого художника, стал «Портрет хористки», увидев который, Репин потребовал знакомства с автором, а Савва Мамонтов был уверен, что перед ним работа испанского или французского мастера. В России тогда никто с такой смелостью не работал, да и в Европе импрессионизм только зарождался.
«Портерт хористки» открыл для Коровина двери усадьбы Мамонтова в Абрамцево – центра московской культурной жизни, в котором жили и работали Серов, Васнецов, Врубель. Особенно тесная дружба завязалась у Константина Алексеевича с Серовым, коллеги даже подшучивали: «Коров и Серовин!». Друзья отправились в путешествие по Северу (результат – «Зима в Лапландии», первая картина Коровина, купленная Третьяковым). Затем была поездка за крымскими пейзажами, в 1888 году Савва Мамонтов спонсировал путешествие в Париж где Коровин и познакомился с импрессионистами и их творчеством.
Что такое импрессионизм для зрителя? Яркие краски, подчёркнутый контраст, резкие, иногда даже грубоватые мазки. В такой манере и писал Коровин, что нередко вызывало недовольство публики, привыкшей к иным правилам. Но Коровин свои правила создавал сам, экспериментировал, каждый раз пытался выразить восприятие того или иного места по-своему, с новой игрой света и тени, с новыми оттенками.
Его пейзажи нужно рассматривать так же, как мы смотрим обычно на природу – чуть отстранившись, с определённого ракурса и расстояния. Так мы смотрим и на актёров в театре: вблизи грим кажется слишком грубым, издали – подчёркивает выражение лица, которое без него не разглядишь. Кстати, Коровин прославился и как художник театра – он создавал декорации и эскизы костюмов.
Однако слава мало помогла ему, когда в России грянула революция. Коровин принял её спокойно, но в 1923 г. по совету Луначарского, первого наркома просвещения, художник эмигрирует в Париж. И даже там он продолжает писать русские пейзажи – по памяти, тоскуя по снегу, просторам, северным лесам…