Все слышали о японской чайной церемонии. Строгий ритуал, утверждённая последовательность действий хозяев и гостей, особые чайные домики, возле которых разбивают чайные сады... Чайных деревьев или кустов в японском саду может и не быть, зато каждый такой сад, даже самый маленький – произведение ландшафтного искусства! Японская чайная церемония считается одним из символов страны, как любование цветением сакуры или осенний праздник красных листьев.
Почти религиозное отношение японцев к торжественному чаепитию совсем не удивительно, если вспомнить, что чай в эту страну завезли буддийские монахи. Чай они пили как лекарство, использовали в ритуальных медитациях, подносили изображениям Будды. Столетиями чай оставался храмовым напитком. Только в XII веке мода на него распространилась среди самураев – после того, как монах Эйсай подарил одному из первых сёгунов рода Минамото книгу о пользе чая для здоровья и долголетия.
Самураи не были бы самураями, если бы не превращали любое своё действие в ритуал и в соревнование друг с другом. Не миновала эта участь и чаепитие.
Правящее сословие заимствовало у монахов традицию «чайных турниров», когда на общем собрании дегустировалось большое количество разных сортов чая. Чтобы прослыть истинным знатоком, требовалось точно угадать не только сорт, но и местность, в которой был собран чайный лист. Год урожая называть не требовалось: японцы пьют в основном зелёный чай, который даже в современной упаковке хранят не более года, потом он теряет свой аромат и целебные свойства. Так что чай у самураев всегда был самым свежим, насколько это было возможно.
Чего у монахов не было, так это «фуро-но тя» - чаепития в ванной. Точнее, в фуро – бочке с горячей водой. Чай пили, сидя в бочках, рядом ставили вазы и картины, в купаниях с чаем принимали участие и мужчины, и женщины, иногда весьма большими компаниями. Чаепитие плавно переходило в угощение с сакэ, и зачастую к концу праздника всем было уже не до чая, лечения и возвышенных мыслей.
Буддийские монахи поколение за поколением пытались вернуть чайной церемонии её изначальный духовный смысл. В XV веке были сформулированы основные принципы ритуального чаепития: гармония, почтительность, чистота и покой, тогда же чайные домики стали напоминать крестьянские жилища под соломенной крышей. В моду входила простота, которая должна была подчеркнуть внутреннюю силу. Чуть позже появились специальные чайные садики и символические дорожки из камней, ведущие к чайным домикам. Церемонии стали различаться в зависимости от обстоятельств проведения.
Например, широко известный нынче элемент чаепития, как приготовление по ходу действа крепчайшего порошкового чая, изначально был частью только ночной церемонии с любованием луной. Зелёная пена вместо напитка и применялась для того, чтобы хозяев и гостей не клонило в сон – содержание и усвоение кофеина в этом случае было максимальным, и таниновая горечь изрядно взбадривала.
Однако такой крепкий чай вреден для сердца и сильно раздражает желудок! Впрочем, по правилам чайной церемонии такого чая гости делают по одному глотку, а дальше переходят к обсуждению заданной хозяином возвышенной темы под чашечку гораздо более лёгкого и полезного чая.