Человек на природе

Василий Григорьевич Перов известен прежде всего как художник-портретист и мастер жанровых сцен. В центре его творчества всегда были люди, но и природу вокруг них он изображал не менее талантливо, делая её полноправной участницей всего происходящего на картине.

Картины Перова знакомы всем, а то, что фамилия их автора была отнюдь не Перов, известно в основном искусствоведам. В документах Василий Григорьевич смолоду писался как «Васильев», по крёстному отцу. Не по родному потому, что родился до того, как его отец, губернский прокурор барон Криденер, обвенчался с матерью, урождённой Ивановой. Незаконнорожденный сын не имел права на фамилию, титул и причисление к дворянскому сословию. Прозвище, ныне известное всему миру, дал мальчику дьяк, учивший грамоте, за мастерское владение пером для письма.

Впрочем, кистью юный Василий владел ничуть не хуже, это выяснили к 10 его годам, и в 12 лет Перов-Васильев поступает в уникальное по тем временам для российской глубинки училище – арзамасскую художественную школу, открытую А.В. Ступиным под покровительством Императорской академии художеств. Несмотря на то, что учитель выделял его за талант и первым в классе разрешил начать писать масляными красками, школу Перов не закончил: не ужился с другими учениками. Пришлось вернуться в село к родителям, писать на заказ портреты и картины на религиозные темы – ныне, увы, не сохранившиеся.

В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, через три года был отмечен малой серебряной медалью академии художеств за портрет брата, потом большой серебряной – за жанровую картину «Приезд станового на следствие». Дальше последовала серия картин, изображающих сельскую жизнь середины XIX в. Но не с привычным тогда пасторальным благолепием, унаследованным от классицизма, а со всей беспощадной точностью критического реализма.

Самое большое неудовольствие властей вызвал «Сельский крестный ход на Пасхе», выставленный в 1861-м и вскоре запрещённый к показу, но купленный Третьяковым для галереи, несмотря на то, что самому меценату грозил за это немалый штраф, а Перову – ссылка на Соловки по решению Святейшего Синода.

На этой картине можно увидеть и как Перов создавал и использовал в своих замыслах пейзажи. Не возвышенно-отвлечённые, а беспощадно точные: растоптанная грязь под ногами, низкое беспросветное небо, холодные краски рассвета, кривое дерево с вороньими гнездами, ещё не укрытое листвой... Серое давящее небо и мрачные тона природы стали неизменными участниками большинства жанровых сцен. Современники прозвали Перова «подлинным певцом скорби», и даже совершенно нейтральные картины (например, «Охотники на привале») не обходились без той же давящей серости.

Исключение составляют картины, где человек изображается наедине с природой и своим увлечением. «Голубятник» с пареньком, сидящим на крыше, пронизан светом, льющимся с высокого и непривычно чистого для картин Перова голубого неба. «Ботаник» тоже светел, несмотря на маячащие за спиной собирателя гербария могильные кресты. «Рыболов», «Крестьянин», «Странница в поле», даже «Плач Ярославны» - все пронизаны этим небесным светом, везде чувствуется воздух и простор.

Увы, как раз воздуха художнику в конце жизни и не хватало: в 1881 году он заболел тифом, затем развилось воспаление лёгких, перешедшее в туберкулёз, и в следующем году Перова не стало.

Облако тегов

оранжереи в Подмосковье (3) парк (1) научные открыти (1) чай в Индонезии (1) Англия (1) Байкал (1) майские праздники (4) шампанское (1) каникулы (5) леденцы от укачивания (1) средства от простуды (7) искусство (1) Кавказ (1) усадьба Большие Вязёмы (1) Восточно-Уральский заповедник (1) кармелитская вода (1) парки (3) День благотворителя (1) кармелиты (4) масло тыквы (1) история (262) И.Е. Пепин (1) от простуды (7) Наум-грамотник (1) мёд (2) женский день (1) советы родителям (11) Валентинов день (1) Окский заповедник (1) экзотические растения (2) как избавиться от стресса (6) суставы (1) странствующие монахи (1) монастырские сады (4) источники витамина С (1) День медицинской сестры (1) ромашка (1) усадьба Аксакова (1) знаменитые венцы (1) любви и верности (1) Алексей Матвеевич Филомафитский (1) эко-туризм (1) Астрахань (1) свойства огурца (1) силуэты (1) фрукты (1) стиль сада (1) простуды (1) лекарственные травы (45) праздник любования кленовыми листьями (1)

Деловой журнал
об индустрии здравоохранения

Наш партнер: