Средняя Азия с древних времён была местом пересечения разных культур и цивилизаций. Каждая из них – собственный мир, со своими взглядами, правилами, традициями... В том числе и чайными – у каждого народа своими и в то же время в чем-то общими для всех.
«На Востоке что за жизнь без чайханы» - пела известнейшая когда-то в нашей стране узбекская группа «Ялла». Действительно, чайхана, в буквальном переводе с персидского «чайная комната», непременно была в каждом более-менее крупном среднеазиатском селении. Без чайханы и чая не обходился ни один базар или караван-сарай, за чаепитием собирались, чтобы обсудить новости и принять важные решения, отметить праздники и встретить гостей.
Когда и где появилась первая чайхана, не знает никто. Предполагают, что первые заведения для отдыха, в которых подавали чай, появились вдоль Великого Шёлкового Пути – по нему и был из Китая в Среднюю Азию завезён вместе с остальными товарами чай. По-видимому, сначала его пили только китайские купцы и караванщики, а потом и местные жители распробовали бодрящие свойства напитка, способного дать отдых от иссушающего летнего зноя.
Даже в самую жару чай в Средней Азии разливают огненно-горячим, только что закипевшим. Впрочем, некоторые пустынные жители для экономии драгоценной воды летом не ставят чайник на огонь, а прикапывают в песок. Для заваривания чая температуры песка 70-80 градусов вполне достаточно, вода не улетучивается так быстро, как при кипячении.
По тому, какой чай где предпочитают, можно отследить историю «путешествий» чая вместе с разными народами. Например, в Узбекистане, на одном из самых древних ответвлений Шёлкового Пути, обычно пьют кок-чай – зелёный, в процессе заварки доливаемый водой несколько раз, а перед подачей его перельют несколько раз из пиалы в пиалу.
Традиционная церемония очень сложная, и самому почётному гостю чая наливают не больше, а меньше, чем остальным: это лишний повод для хозяина выказать уважение, лично подливая в пиалу. В сам чай не добавляют ничего, кроме воды. Сладости, сухофрукты и т.д. подают отдельно, но обязательно: узбекская чайхона – место, где не только пьют, но и едят вкусно и сытно.
В Турмении каждому подается не только пиала, но и свой чайник – доливать, сколько нужно. Заваривают каждому гостю чай по вкусу: зелёный кокчой, чёрный чарачой. У таджиков в ходу зелёный чай (кабуд-чай) и чай с молоком – ширчай. И тот, и другой обычно подаются на подносе вместе со сладостями.
Предки уйгуров и киргизов за время своих кочевий привыкли к солёному чаю с молоком (иногда с маслом или сметаной) – такому же, как у монголов, заимствованному у тибетских монахов. Иногда чай прямо в пиале присыпают кунжутом и пьют с лепёшками или баурсаками – кусочками зажаренного в масле тест.
Казахи отдают предпочтение чёрному чаю, называя его по цвету заварки красным, кызыл-шай. Чай с молоком тоже пьют, но не солёным, а сладким, как в России или Индии. Чая в Казахстане пьют много, и в начале трапезы, и в конце, иногда и между блюдами. Отдельной чайханы в кочевьях, разумеется, не было и быть не могло, но в каждой юрте были свои чайные сундучки (шай сандык) с заваркой, сладостями и всем, что нужно для чаепития. Разливать чай – привилегия старших женщин в семье, они и следят, чтобы ни у кого пиала не оставалась пустой – особенно у гостей!