Такое определение как нельзя лучше подходит к пейзажам на картинах Ивана Николаевича Крамского. «Минуточку, какие пейзажи?» - спросят некоторые знатоки живописи. – «Крамской ведь известен как портретист!».
Именно портреты известных современников – Толстого, Шишкина, Боткина, Менделеева, Салтыкова-Щедрина и многих других – прославили художника-передвижника. Более того, ему доверяли запечатлеть на холсте членов императорской семьи и самого государя – такой чести удостаивались только лучшие из лучших! Пейзажей как таковых у Крамского мало: пара акварелей, картина с лесной тропинкой... Зато много картин, в которых и люди, и природа неразрывно связаны, дополняют друг друга, и выделить, что или кто важнее, не получится. Как портретист, он на таких картинах очень точно выписывал людей, их лица, мимику, позы. Как пейзажист, очень точно подхватывал малейшие оттенки и игру света.
Сын уездного писаря из Воронежской губернии, Крамской в 12 лет закончил реальное училище и тогда же остался без отца. Пришлось зарабатывать на жизнь – сначала в той же канцелярии, где раньше трудился отец, потом юноша взялся подрабатывать ретушером у местного художника и фотографа Тулинова. Пробовал обучиться живописи у местных иконописцев – не получилось: рисовать не давали, использовали только на подсобных работах.
Однако общие правила и каноны запомнились – это потом пригодится и в картинах на религиозные темы, за которые Крамской получил свои первые медали, и в росписи Храма Христа Спасителя в Москве. Но до этого был долгий путь – через Харьков, где в 15 лет Иван пристроился ретушером к другому фотографу, через 3 года странствий по всей стране с новым работодателем. Неудивительно, что портреты Крамского похожи на художественные фотографии тех времён – его живопись начиналась со «светописи».
Именно свет лучше всего Крамскому удавалось улавливать в пейзажах. Особенно свет лунный, за ним художник особо «охотился», пытался передать по-разному. Лирическая «Лунная ночь», мрачноватая «Сомнамбула» и, конечно же, мистическая «Майская ночь» - везде пейзаж не спутаешь с дневным, везде он освещен пусть и ярким, но явно лунным светом.
Кстати, мистика «Майской ночи» не ограничивается передачей тоскливого гоголевского настроения – вокруг картины уже сложились собственные легенды. Говорят, что сначала её на выставке собирались вывесить на видном месте, рядом с саврасовскими «Грачами» - но ночью картина без всяких видимых причин упала. Пошутили, что изображенным на полотне Крамского русалкам не понравилось соседство...
Но дальше шутки стали совсем жуткими. В галерее Третьякова никак не могли найти для картины места: то уборщицам из залы послышатся голоса и плеск воды, то барышням, подолгу заглядывающимся на залитый луной пейзаж с русалками, становилось плохо. Поговаривали и про случаи сумасшествия, и про попытки самоубийства, да и сам хозяин галереи чувствовал рядом с холстом слабость и зябкость... Пока не послушались совета старой няньки, жившей в доме Третьяковых: мол, русалкам от солнечного света плохо, вот и не дают никому покоя! Перевесили картину в тень – и неприятности прекратились.
Возможно, Крамскому удавалось запечатлеть не только виды природы, но и нюансы куда более тонкие...