ВКонтакте Одноклассники YouTube

Поиск Написать нам Подписаться на обновления

Мускатный орех: история с географией

Кармолис » Блог » Это интересно » Мускатный орех: история с географией

Название "мускат" происходит от арабского "меск", в Европе преобразовавшегося в "мускус" — так называлось редкое и ценное благовоние, использовавшееся прежде всего как афродизиак. Первые упоминания о мускатных орехах в Европе можно найти еще в римских и греческих трактатах начала нашей эры, однако начало торговли ими относят к VI-VII вв., когда арабские купцы добрались до Молуккских островов и начали массово вывозить оттуда этот ценнейший товар.

Благодаря острому и терпкому запаху пряность получила название "мускусный орех" - "nux muscatus". Однако орехом в строгом научном смысле слова она не является: плод мускатника душистого (Myristica fragrans), вечнозеленого дерева высотой 10-15 м, представляет собой костянку, внешне похожую на абрикос или персик. Мякоть этого плода съедобна (из нее в Индонезии готовят джем со специфическим вкусом и ароматом), а внутри находится крупная темно-коричневая косточка, покрытая красной мясистой оболочкой — присеменником. Присеменник очень осторожно отделяют и сушат под прессом, получая особую специю — мацис, использующуюся и в кулинарии, и в парфюмерии. Косточка же не меньше месяца сушится на солнце, потом ее разбивают и вынимают сердцевину — ее и называют мускатным орехом.

В Средние Века мускатному ореху приписывались поистине чудесные свойства: считалось, что один его запах спасает о чумы, что одно лишь ношение ореха при себе помогает мужчинам найти сторонников, а женщинам — поклонников. Дамы вставляли орехи в свои ожерелья, а зажиточные люди носили мускат в специальных серебряных коробочках-терках, чтобы за трапезой добавить пряность прямо в блюдо. Такая добавка имела особый смысл: мускатный орех считался почти универсальным противоядием, а отравленного угощения от соперников тогда побаивались и дворяне, и купцы.

Впрочем, мускат был еще и невероятно дорог, такую приправу мог себе позволить далеко не каждый. При этом спрос на орехи постоянно рос, и не только из-за приятного запаха и острого вкуса. Мускатный орех использовали для лечения и профилактики очень частых в те времена расстройств пищеварения, как тонизирующее средство (в том числе как афродизиак), а иногда и как успокаивающее — многое зависело от дозы. Так что чистая прибыль арабских купцов даже с учетом всех расходов на долгую и опасную перевозку доходила до 1000% - европейцы покупали орехи в 400 раз дороже, чем продавали жители Молукки...

С началом эпохи Великих Географических Открытий арабская монополия на мускат закончилась: в 1512 году португальские корабли нашли острова Банда — "историческую родину" мускатника душистого. Секрет сохранить не удалось, и на Молуккском архипелаге началась череда "мускатных войн" между европейскими странами. Португальцев вытеснили британцы, их колонию Амбон вырезали до последнего человека голландцы и попытались навязать свою монополию на скупку мускатного ореха местному населению. Через несколько лет сплошных карательных акций на острове Банда Нейра не осталось ни одного туземца из 15 тысяч — только немногим удалось спастись, сбежав на соседние острова.

И перед завоевателями возникла новая проблема: некому было ухаживать за деревьями и заготавливать орехи. Привезенные сначала с Явы, а затем и из Китая работники с этим  не справлялись, нужны были люди, знающие местные особенности. Пришлось уговаривать вернуться уцелевших туземцев, а заодно и сжигать плантации на соседних, "чужих" островах, отбиваться от британских кораблей, стремящихся нарушить монополию голландской Ост-Индской компании... Дело того стоило: в Европе по-прежнему за фунт мускатных орехов можно было купить 3-4 овцы, а то и коровы. Однако к середине XVIII в. добыча и доставка орехов в Европу существенно превысила спрос: не так уж много было покупателей на дорогие специи! И в 1760 году над Амстердамом разнеслось благоухание горящего муската, гвоздики и корицы: компания сожгла на своих складах 4 тысяч тонн пряностей, чтобы не допустить снижения цен.

Но все было напрасно: время монополии закончилось. В 1769 году французская эскадра прорвалась к островам Банда и ушла от голландского флота, увозя с собой не только спелые плоды, но и молодые саженцы мускатника. На расположенном в Индийском океане французском острове Маврикий возникла первая плантация муската за пределами Индонезии. Затем саженцы с Банды выкрали британские шпионы, и мускатный орех пошел на европейские рынки не только из Юго-Восточной Азии, но и из Вест-Индии: климат на островах Карибского моря прекрасно подошел для мускатника. Остров Гренада и сейчас является вторым после Индонезии мировым поставщиком муската, занимая 40% мирового рынка: мускатный орех помещен даже на флаг этого крохотного государства!

В XIX веке цена на мускат в Европе упала настолько, что он стал самой обычной приправой, доступной почти каждому. Тертые орехи добавляли к мясу и копченостям, в выпечку и вино... И чем шире употреблялся мускатный орех, тем больше у него замечали не мифических, а реальных полезных свойств, в первую очередь лечебных. Но эпоха изучения состава и действия муската врачами и биохимиками была еще впереди.