В таком качестве был известен современникам русский художник-передвижник Константин Егорович Маковский. Но мода, как известно, быстро проходит...
20 июня 1839 года в семье небогатого московского дворянина, служащего дворцовой конторы Егора Ивановича Маковского, случилась радость – родился сын-первенец Константин. Будущий художник. Впрочем, и два других сына, Владимир и Николай, также выбрали карьеру живописцев, и одна из дочерей, Александра, прославилась как пейзажистка. Впоследствии дочь самого Константина Егоровича, Елена, будет учиться у Репина, а сын Сергей станет художественным критиком – ему мы будем обязаны термином «серебряный век».
Собственно, и Егор Иванович был одарённым человеком: он смолоду резал по кости портреты-миниатюры, стал одним из учредителей Натурного класса, из которого впоследствии выросло Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Дом Маковских в 1840-е года был одним из центров культурной жизни Москвы, в друзьях семьи числились многие художники, включая Карла Брюллова. Не удивительно, что маленький Костя начал рисовать с 4 лет, а в 12 уже поступил в основанное отцом училище.
Учёба давалась легко – сказывались и наследственный талант, и отличная домашняя подготовка с самых малых лет. Сам Константин Егорович уже на закате дней напишет: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». В 17 лет Маковский закончил училище и уехал в Петербург, в Академию художеств, и через два года уже участвовал в академических выставках. Впрочем, рамки «русского академизма» молодым художникам того времени стали тесны, и в 1863 г. Маковский, претендент на Большую золотую медаль Академии, вместе с 13 товарищами отказывается писать дипломную работу по предложенному сюжету из скандинавской мифологии. Так что диплома он не получил...
А вот Большая золотая медаль ему досталась – но не петербургской академии, а парижской Всемирной выставки. Правда, только в 1889 году. Как раз за картины, написанные на мифологические и исторические темы, в том числе за «Смерть Ивана Грозного».
История русского Средневековья и Смутного времени увлекла Маковского в училище, и образы русской старины проходят через всё его творчество. Правда, несколько романтизированные – сказалась «школа Брюллова», да и общий темперамент художника, который даже в бытовых сценках на излюбленные друзьями-передвижниками деревенские сюжеты не хотел изображать страдания «маленьких людей».
Маковскому нравилось украшать окружающий его мир. Хотя и глубоко проникнуться чужим страданием, передать его на своих полотнах он тоже мог. Рассказывают, что у полотна «Болгарские мученицы», выставленного в 1877 г., во время русско-турецкой войны, плакала не только чувствительная столичная публика, но и сам император Александр II, участник боевых действий в Болгарии. Портреты императора и его семьи Маковский тоже писал: он был в те годы на пике популярности, самым модным автором портретов, даже за его мимолетно созданные эскизы платили большие деньги.
Творил Маковский легко и прожил долго – в 1915 году, в возрасте 76 лет, он участвовал (вместе с Васнецовым, Рерихом и другими известными художниками, увлекавшимися историей родного народа) в создании «Общества возрождения художественной Руси»). Увы, недолго: в том же году, 17 сентября, пролётка, в которой ехал Константин Егорович, столкнулась с трамваем.