Некоторые врачи входят в историю, описывая новые болезни, некоторые – придумывая новые способы лечения. Есть и те, чьими именами не названы методы операций или инструменты, но для медицины они сделали ничуть не меньше.
Павла Захаровича Кондоиди чаще всего вспоминают специалисты по истории акушерского дела в России. Сам он не был выдающимся гинекологом и акушером, не сохранилось сведений о том, чтобы он сам когда-либо принимал роды. Но именно его стараниями в 1757 г. в Санкт-Петербурге и Москве были открыты первые школы «бабичьего дела», в которых обучение родовспоможению было поставлено на научную основу. Одного этого уже достаточно было бы, чтобы остаться в памяти коллег-потомков, появившихся на свет в том числе и стараниями «президента Медицинской канцелярии» (министра здравоохранения) того времени. Но заслуг у Павла Захаровича куда больше.
Родился он в 1710 г. на греческом острове Корфу, воспитывался у своего дяди, православного священника, при Петре I переехавшего в Россию и ставшего сначала преподавателем Московской духовной академии, а затем епископом Вологодским и Суздальским. Неудивительно, что юный Панайот Кондоиди, ставший на новой родине Павлом, получил великолепное для того времени образование. Кроме греческого, русского и латыни, он отлично знал французский, итальянский и немецкий языки, немного хуже – английский и голландский. Немецкий и латынь особенно пригодились в Лейденском университете, из которого в 1733 г. Павел вышел доктором медицины.
Россия в то время вела множество войн, и в 1735 г., сразу после возвращения из Европы, Кондоиди был назначен врачом в экспедиционный корпус, действовавший в Польше. Военной медицине он посвятил 10 лет жизни, в итоге став генерал-штаб-доктором (главным врачом) армии. Что было сделано за эти годы?
Создан первый в России походный госпиталь. В обычных госпиталях Кондоиди навёл порядок, требуя чистоты и улучшения питания раненых и больных. Без этого, как он вполне справедливо отмечал, выздоровление невозможно. В сложных случаях армейские врачи должны были собираться на совещания для обсуждения наилучших методов лечения – до этого каждый лечил по своему разумению и опыту. Все необходимые меры были изложены в подробной инструкции на русском языке, которую утвердила Медицинская канцелярия, сделав обязательной для всех военных медиков.
С 1754 года Павел Захарович стал президентом «Медицинской канцелярии и всего медицинского факультета» и с той же военной решительностью начал наводить порядок в российском здравоохранении.
История болезни как обязательный официальный документ. Вскрытие для установления причины смерти и выяснения, правильно ли был поставлен диагноз и назначено лечение. Первый полный список всех врачей в государстве. Первая «полевая» фармакопея для самостоятельного приготовления лекарств в госпиталях. Первая публичная медицинская библиотека. Первые акушерские школы. Первые государственные программы госпитальных школ – не просто обучение одних врачей у других, а разделение по предметам, последовательность изучения по курсам, единый срок обучения, порядок экзаменов...
Усовершенствование врачей, в том числе с посылкой за границу для подготовки в качестве преподавателей. Единые стандарты, прописанные в инструкциях по лечению заразных болезней, по признанию инвалидности, по организации санитарного контроля в городах и т.д. и т.п. Некоторые из этих инструкций не утратили актуальности и через десятки лет после скоропостижной смерти автора в 1760 г.
Без преувеличения можно сказать, что именно Кондоиди и привёл медицину в России к единой рациональной организации, черты которой легко узнаются и в наше время.