Казалось бы, что общего между нашей Волгой и тёплым тропическим Нилом? Разве что величие двух рек да широкие устья-дельты, впадающие в моря. В волжской дельте можно встретить «кусочек» Египта: с тростниковыми лабиринтами и лотосовыми полями, с белыми цаплями и розовыми фламинго.
Правда, фламинго возле Астрахани бывают не каждый год, эти африканские гости обычно остаются гораздо южнее – возле устья Куры. А лотос, священный цветок Египта, Индии и Китая, в дельте Волги растёт целыми полями, занимающими не один гектар, и стал одним из символов этих мест. Даже фирменный поезд «Москва-Астрахань» с 1970 года носит название «Лотос» и несёт на вагонах изображение этого нежно-розового водяного цветка.
Полюбоваться цветением лотосовых полей дельты Волги приезжают туристы из России и других стран – в этих краях хватает не только «египтеской» экзотики. И мало кто знает, что век назад вся эта красота чуть не исчезла с лица Земли.
Устье Волги привлекало людей с древнейших времён своим богатством. Несметные косяки рыбы, идущей из Каспия в Волгу на нерест: осётры, белорыбица, сельдь, огромные сомы и белуги, знаменитая вобла – крупная каспийская плотва, жирная настолько, что вяленой воблой можно было топить печи и котлы пароходов вместо дров и угля.
В дельте Волги водится 60 видов рыб и гнездится 40 видов птиц, множество пернатых останавливается здесь и во время перелётов. Огромные стаи гусей, лебедей, уток, цапель – сейчас уже сложно представить, сколько их было. До тех пор, пока обычная охота не сменилась хищническим промыслом, в ходе которого острова дельты и камышовые заросли попросту выжигались, а протоки наглухо перегораживались сетями. Богатство природы казалось бесконечным!
В 1865 году власти России озаботились необходимостью не только использования, но и сбережения живых сокровищ Волги и Каспия. В широкой полосе дельты для поддержания рыбьего поголовья был введён запрет на рыбную ловлю, выпас скота на заливных лугах и уничтожение тростника. Но строгого надзора не было, запреты не исполнялись, правила охоты никто не соблюдал. До тех пор, пока в 1919 году в дельте Волги не был учреждён государственный Астраханский заповедник, один из первых в Советской России.
Одним из первых заповедных участков стал ильмень Дамчик – чудом уцелевшая колония волжского лотоса. Сложной была судьба заповедника, менялись его границы, но уже в 1936 году учёные отметили восстановление гнездования многих видов птиц, вновь появился водяной орех чилим – реликт третичного периода, который до того крестьяне просто собирали на корм скоту. Снова зацвели поля священных розовых цветов – сейчас их общая площадь в дельте Волги превышает 5000 га.
Общая же площадь заповедника – около 680 кв. км, из них почти 113 кв. км приходится на морскую акваторию. Впрочем, цифры эти постоянно меняются, и дело не только в присоединении новых участков, к биосферному резервату международного значения (именно такой статус сейчас у охраняемой территории в волжском устье), но и в том, что уровень Каспия периодически то поднимается, то понижается, и в этих местах то и дело суша и море меняются местами.