Что может объединять Кармолис Капли, ветхозаветного пророка, языческого бога и начало жатвы?
Когда начинается осень? Осень астрономическая отсчитывается с 22 сентября, дня осеннего равноденствия. Наши же предки говаривали: «На Илью до обеда лето, после обеда осень». Для них осенний сезон начинался в Ильин день, ныне отмечаемый 2 августа.
По преданию, пророк Илья жил и творил свои чудеса на горе Кармель. Именно возле его пещеры и камня-жертвенника, на который по молитве святого сошёл с небес огонь, и был построен монастырь, давший начало католическому ордену кармелитов. Современный бренд «Кармолис» имеет к культу этого святого самое непосредственное отношение – через монахов, создавших основной рецепт «кармелитской воды».
Самыми большими почитателями Ильи оказались славяне: пророк, разъезжающий по небу на колеснице и мечущий оттуда молнии, в народных верованиях соединился с громовержцем Перуном. В отличие от библейского, «народный» Илья борется не с язычниками, а со всяческой нечистью, поражая её огненными стрелами. 2 августа как раз происходит один из важных этапов усмирения потусторонних сил, и под горячую руку гневному небожителю лучше не попадаться.
2 августа не выпускали скотину на пастбища, не купались в реках и озёрах, не стояли на перекрестках, а если на улице собирались тучи – старались не выходить из дома: спасающиеся от молний нечестивые духи могли попробовать спрятаться в человеке, и тут уж досталось бы обоим! В церквях устраивали крестный ход, а крестьяне приносили на службу семена – освящать для лучшего урожая на следующий год.
Традиции и обряды Ильина дня были теснейшим образом связаны с сельским хозяйством. Это был праздник начала жатвы и самого сытного для крестьян сезона – ранней осени, когда уже вызрели злаки, заканчивается созревание многих плодов. После «ильинских гроз» ожидался и второй урожай грибов. Если на Ильин день погода была ясной (что бывало не так уж часто), собирали лекарственные травы, входящие в силу к осени: ромашку, васильки, бессмертник, душицу и т.д.
К вечеру устраивали общее угощение, обильное и широкое: за один стол сажали родственников, друзей, соседей, иногда на праздник собирались жители сразу нескольких сёл! Среди кушаний часто была тушеная или жареная баранина, иногда и баранью голову ставили на стол в память о жертвенном агнце Ильи. Кое-где закалывали и быка – это отголоски времён и традиций более давних.
Другое обязательное и встречающееся у разных народов, не только славянских, блюдо на празднике начала жатвы – круглые лепёшки, караваи или пироги – вполне может иметь и дохристианскую историю. Пироги обязательно делались сладкими, чаще всего ягодными – для «сладкой жизни» на весь год до следующего урожая. После окончания общей трапезы всего рода с ближними и дальними начинался весёлый праздник молодёжи, с играми, песнями, танцами.
Если, конечно, строгий пророк позволял разгуляться и не нагонял на небо грозовые тучи: тут уж старались сидеть тише, чтобы не прогневить святого громовержца!