Утром 17 июня 1908 жители Центральной Сибири наблюдали напугавшее многих явление: по небу промчался огромный огненный шар, взорвавшийся над безлюдным таёжным районом возле берегов реки Подкаменной Тунгуски. В наши дни этот район входит в состав Тунгусского заповедника, в котором учёные исследуют и влияние небесного феномена на жизнь природного сообщества.
«Тунгусское диво» в обиходе принято называть метеоритом, хотя наука предпочитает «Тунгусское космическое тело» или «Тунгусский феномен»». В отличие от большинства крупных метеоритов, Тунгусский не оставил после себя главного «вещественного доказательства» - крупных фрагментов метеоритного вещества. Взрыв был мощностью от 10 до 50 мегатонн – как у самых больших водородных бомб! На сотни километров вокруг в домах вылетали стёкла и распахивались двери, грохот был слышен на расстоянии около тысячи километров, воздушная ударная волна обогнула земной шар и была зарегистрирована метеорологическими обсерваториями в Западном полушарии.
В самом эпицентре, под точкой взрыва, добравшаяся до этого места в 1927 г. экспедиция обнаружила... стоящие деревья. Правда, на них не осталось ни сука, ни хвоинки – страшный удар сверху «обтесал» стволы, превратил их в ровные, частично обуглившиеся столбы. Вокруг них раскинулся огромный лесоповал – на 40 км в окрестностях деревья легли комлями к эпицентру. Общая площадь повреждённой тайги составила свыше 2 тыс. кв. км.
Эта территория и стала основой Тунгусского государственного заповедника, учреждённого 9 октября 1995 г. Идею о том, что место падения и взрыва «Тунгусского феномена» нужно сделать закрытым для всех, кроме учёных, исследующих последствия уникального события, высказал первый исследователь ТКТ Л.А. Кулик в 1930-х годах, потом к ней ученые вернулись в 1960-х — но тогда создание заповедника сочли нецелесообразным: тайга и болота охраняли тайну «метеорита» от любых незваных пришельцев лучше всякой охраны.
Однако со временем интерес к ТКТ рос, возможности техники позволяли добираться в лесную глушь не только поддерживаемым государством экспедициям. Так что и этот участок лесов, и несколько соседних (служащих эталонами для сравнения) вошли в состав особо охраняемых природных территорий.
Одно из самых интересных наблюдений, проводимых учёными заповедника, ведётся за процессом восстановления экологических сообществ тайги после космической катастрофы. Уникальность этого места ещё и в том, что лес был уничтожен на стыке двух природных зон – южной сосновой тайги, простирающейся до этих мест от реки Ангары, и северной эвенкийской тайги с преобладанием лиственницы. Так что на «расчищенном» участке биологи год за годом отмечают «встречу» лесов двух разных типов, наложение ареалов распространения разных растений и животных, а также появления гибридов между северными и южными «родственниками» - например, между лиственницей сибирской и лиственницей Гмелина. Кроме того, «старая» тайга формировалась в несколько иных условиях, с того времени произошли климатические изменения, так что теперь светлые сосновые (кедровые) леса потеснили более тёмные ельники и лиственничники.
Уже практически полностью скрыли все последствия взрыва, прогремевшего на весь мир 110 лет назад. Но под слоем мхов и лишайников ещё можно кое-где различить останки вековых деревьев – свидетелей не оставившего других следов «небесного гостя».