«Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух» - писал о «голубой жемчужине Сибири» Чехов. А чем ещё удивительно наше «славное море»?
Конечно же, Байкал не море, хотя первым его названием, усвоенным русскими первопроходцами от таёжных жителей, было именно «море». На языке эвенков – «Ламу». В конце XVII века распространённым стало бурятское «Байгаал» («Огромное озеро»). На китайских картах того времени он «Байхэ» («Северное море»).
Местных жителей и путешественников, которые считали Байкал морем, можно понять: в самом широком месте он разливается почти на 80 км, а в длину и вовсе 636 км! Обойти такое озеро непросто – береговая линия протянулась на 2 000 км. Да и глубину в былые времена никто измерить не мог: даже в среднем по озеру она больше 700 м, а над самой глубокой котловиной на картах указывают отметку 1187 м. Впрочем, эти синие цифры показывают отсчёт от уровня мирового океана, но ведь Байкал ещё и горное озеро! Так что придётся добавить и «высоту» его водной глади, 456 м, чтобы получить настоящую максимальную глубину: 1642 м от поверхности до нижней точки дна. Далеко не каждое море может похвастаться таким результатом!
Вода в Байкале пресная и удивительно чистая. Байкал считают мировым запасом пресной воды: 23 615 км3. Если вдруг потребуется напоить этой водой всё человечество, то на каждого жителя планеты придётся по 3000 тонн – это железнодорожный состав из 50 цистерн!
Байкал – это и уникальные природные богатства: из 2 600 живущих в озере видов и подвидов животных больше половины не встречается больше нигде в мире! Самый известный из этих видов – байкальская нерпа, живущая в тысячах километров от своих морских сородичей. Самый важный для озера – пожалуй, крохотный рачок эпишура: он не только составляет 80% от озёрного зоопланктона и служит основой для пищевых цепочек множества животных, но и фильтрует байкальскую воду.
Интересна и флора горной котловины, в которой раскинулся Байкал: она насчитывает больше 2 500 видов, половина – эндемики этих мест. Около 1 000 видов растений – лекарственные. Хорошо знакомая многим родиола розовая, ромашка, анис, бадан... Но местные жители больше всего ценили рододендрон Адамса: этот полуметровый кустарник буряты называют «саган-дайля» («продлевающий жизнь»). Народные лекари использовали его цветы и листья для лечения самых разных заболеваний – от простуды до ревматизма. Потчевали им и от бесплодия, и для восстановления сил после болезней. По общеукрепляющему действию и поддержке иммунитета это растение соперничает с женьшенем.
Однако теперь собирать его на берегах Байкала нельзя – вид занесён в Красную книгу. Как и многие другие растения: чтобы «священное море» сохранило свои богатства, их приходится охранять. Напоминанием об этом служит День озера Байкал, учреждённый в 1999 году ЮНЕСКО – природа озера отнесена к всемирному наследию. Правда, с датой праздника определились не сразу: вначале решили отмечать в 4-е воскресенье августа, потом перенесли на 2-е воскресенье сентября, в 2015 году власти Иркутской области постановили считать Днём Байкала 1-е воскресенье сентября.
Впрочем, что такое неделя-другая для озера, возраст которого по самым скромным подсчётам не меньше 25 миллионов лет!