То, что морковным цветом называют яркий красновато-оранжевый, мы знаем с детства. Зелёные, желтоватые или белые корнеплоды могут даже показаться подозрительными: что-то с ними не так... Но именно такая «неправильная» морковь тысячи лет для многих народов была и лакомством, и лекарством.
Родина моркови – Афганистан: там по долинам рек можно встретить её самых давних предков. Одичавшие растения, выросшие из семян посевной моркови, можно встретить в Передней и Средней Азии, Северной Африке, средиземноморских странах Европы, в южных регионах России. Времени на то, чтобы «одичать», у моркови было предостаточно: выращивать её люди начали около 4 тысяч лет назад!
В Луксорском храме Египта среди фресок можно найти изображение морковки. Правда, не все его сразу узнают: египетская морковь была... фиолетовой! В Азии таких сортов много и сейчас, у некоторых содержание синего пигмента антоциана так велико, что корнеплоды кажутся почти чёрными. В Европе и Средиземноморье распространение получила жёлтая и красноватая морковь – её зарисовал в своём травнике Диоскорид. В греческой медицине морковь была очень популярным средством, прописывавшимся при многих болезнях – и корнеплоды, и семена.
Гиппократ оставил рецепт лечебного супа с корнями моркови, сельдерея и петрушки. Понтийский царь Митридат, большой специалист по ядам и лекарствам, считал морковь отличным противоядием. Германские племена, познакомившиеся с морковью через римских легионеров, приписывали ей свойства афродизиака. В Риме жёлтые и красноватые корешки (их изображения остались даже на стенах Помпеи) были одним из самых популярных перекусов, даже игры в Колизее проходили под сочный хруст с трибун – зрители запасались пучками морковки заранее, как в наши дни попкорном.
В Средние века морковь распространилась по северным европейским странам и на восток до Японии. Примерно тогда же она появилась на Руси. К временам Ивана Грозного эта культура заняла настолько важное место на русском столе, что иностранцы отмечали обширные огороды с морковью не только вокруг Москвы, но и в самом городе.
В XVI в. голландцы начали выращивать ярко-оранжевую морковь. Сорт такого цвета они вывели из верноподданических чувств: оранжевый был геральдическим цветом правившего страной после освобождения от испанцев принца Оранского. Сорт получился очень удачным, с крупными, сочными и сладкими корнеплодами (что среди морковок того времени встречалось не так уж часто), так что морковку национального голландского цвета вскоре стали выращивать и в других европейских странах. В Англии, например, яркие крупные корешки настолько всем понравились, что местные модницы стали даже украшать ею свои шляпки и платья!
Заметим, что ярко-оранжевая морковка полезнее для здоровья: цвет ей придает растительный пигмент каротин. Он содержится во многих желто-оранжевых плодах, но впервые был выделен из моркови, и даже название получил от её латинского наименования carota. Каротин (точнее, бета-каротин) в нашем организме превращается в витамин А, необходимый для улучшения зрения (особенно сумеречного), для синтеза многих ферментов и гормонов, для усвоения других витаминов и питательных веществ, и он обладает антиоксидантными и иммуностимулирующими свойствами. Не так уж преувеличивали античные врачи, считавшие морковку панацеей почти от всех болезней!