Как сегодня сохраняют вид понравившегося места, здания, пейзажа? Просто фотографируют. До изобретения фотографии люди стремились запечатлеть виды своих городов и их окрестностей, только времени и сил это занимало гораздо больше. Чтобы пейзаж получился не хуже, чем на фотографии, требовался особый талант – такой, как у Ф.Я. Алексеева.
Когда точно родился Фёдор Яковлевич Алексеев, так и не установили – биографы называют разные даты от 1753 до 1755 г. Рождение сына у сторожа при Академии наук мало кого интересовало и могло вовсе не попасть в документы. Начальное образование мальчик получил в гарнизонной школе для детей столичного служивого люда и проявил талант рисовальщика – отцу удалось упросить начальство о приёме Фёдора на обучение в Императорскую Академию художеств. Обучение в живописном классе было закончено с золотой медалью, и в 1773 г. молодого художника посылают в Венецию обучаться рисованию театральных декораций, несмотря на то, что медаль была получена за пейзаж.
Именно пейзажная живопись была основной страстью Алексеева, а Венеция того времени славилась своими пейзажистами. Там возник даже особый жанр – «ведута», точное до мелочей изображение города с его повседневной жизнью на рисунках или гравюрах. С величайшим «ведутистом» XVIII в. Каналетто будут потом сравнивать Фёдора Алексеевича, в этом жанре написаны его первые венецианские пейзажи. Но...
Начальство не одобряло вольности содержащихся за казённый счет живописцев, и по возвращении в Россию Алексеева определили писать декорации для Императорских театров и театрального училища. Пейзажем пришлось заниматься в свободное время, для начала копируя на заказ картины Каналетто и других итальянских мастеров, выставленные в Эрмитаже. Копии принесли и славу, и деньги – в 1786 г. Фёдор Яковлевич оставляет театры и полностью посвящает себя любимому делу.
Первые же пейзажи Петербурга принесли «русскому Каналетто» феноменальный успех! Столица империи на них полностью, до мелочей узнаваема, но при этом предстаёт величественным и прекрасным городом «золотого века». Господствовавший в те времена классицизм требовал равновесия между идеальным и реальным – и это равновесие было Алексеевым найдено.
Выбор ракурса и освещения, великолепно выписанное небо, и при этом – фигуры горожан в их обычной, узнаваемой современниками одежде, бытовые сцены на улицах... Жители Петербурга впервые увидели свой город со стороны – таким же очаровательным, как города других стран на известных картинах.
В 1794 г. Алексеев получает звание академика перспективной живописи и поручения из самых высших кругов на «снятие видов» российских городов. В 1795 г. он едет на юг империи, по следам путешествия в Крым Екатерины II, и создаёт «снимки» тогдашних Херсона, Николаева, Бахчисарая и т.д. В 1800 г. император Павел I поручает художнику сохранить для потомков Москву – Алексеев создаёт большой цикл пейзажей, запечатлевших старинную архитектуру Кремля, Китай-Города, соборов, сцены из повседневной жизни улочек и предместий древней столицы.
С 1804 г. Фёдор Алексеевич руководил классом перспективной живописи в своей альма-матер, Академии художеств в Петербурге. Там же он создал ещё один цикл городских пейзажей и работал до самой смерти в ноябре 1824 г.: успел сделать зарисовки очередного петербургского наводнения – но картина так и осталась ненаписанной.