Этот сладкий корень использовали китайские императоры и египетские фараоны, он был популярен у врачей и кондитеров с древнейших времён. И сейчас солодка (она же лакрица) входит в состав любимых лакомств и различных лекарств.
Первое письменное упоминание о корнях солодки и их лечебном действии встречается в одной из первых китайских книг «Бень-цао» («Книга трав»), написанной примерно в 2600 г. до н.э. В те времена лакричник (ещё одно название растения) в Китае не рос, его привозили из Средней Азии. Так что корень, который считали одним из важнейших средств для поддержания здоровья и молодости, стал и «родоначальником» международной торговли лекарствами.
Родина солодки – степная и полупустынная полоса Евразии, она в этих местах (включая российские Поволжье и Северный Кавказ) и сейчас растёт в изобилии, и культивируют её именно в странах с умеренным сухим климатом. Цивилизациям, развивавшимся южнее, не повезло: за сладкими лечебными корнями со специфическим вкусом и ароматом приходилось снаряжать целые торговые экспедиции!
Египтяне, впервые упомянувшие лакрицу как лекарство на папирусе, датируемом 1550 г. до н.э., положили пучок корней среди прочих сокровищ в гробницу фараона Тутанхамона. Гиппократ и его древнеримский коллега Гален называли солодку «скифским корнем» – античным купцам приходилось расплачиваться за этот товар с хозяевами европейских степей золотом. Товара требовалось много: лакрица использовалась как стимулятор при больших физических нагрузках и средство от нервного перенапряжения, так что уже у солдат Александра Македонского она входила в обязательный походный пёк.
Использовали её и на Руси, а с XVII в. корни солодки стали важным экспортным товаром. Аптечный приказ назначал в поволжские города сборщиков и присматривающих за ними начальников, а воеводам предписывалось оказывать всяческое содействие и обеспечивать охрану заготовителям и караванам с товаром. Собранные и высушенные (в таком виде они хранятся до 10 лет, не теряя свойств) корни везли в Москву и далее в Европу целыми возами, а то и кораблями.
У греков солодка называлась просто – «сладкий корень», именно так и переводится её современное родовое название Glycyrrhiza. Сладкий вкус подземной части растения придают не только сахароза и глюкоза, но прежде всего глицирризин. Он в 40 раз слаще сахара, и у свежего, хорошо вызревшего корня вкус одновременно и жгучий (из-за эфирного масла и большого количества органических кислот), и приторно-сладкий.
В корнях солодки содержится большое количество витаминов, крахмала, флавоноидов, пектинов, минеральных солей – настоящая сокровищница биологически активных веществ! Лакрицу веками с успехом использовали при самых разных болезнях – от пищевых отравлений до подагры. Современные исследования установили, что корень солодки голой обладает противовоспалительным, смягчающим, обволакивающим действием, способствует заживлению ран и повышению иммунитета, тонизирует ослабленную нервную систему и успокаивает перевозбуждённую...
Но самой большой популярностью солодка пользуется как отхаркивающее средство: в нашей стране из неё долгое время делали детский сироп от простуды, а в других странах популярны лакричные леденцы от кашля. В Германии и странах Северной Европы конфеты и другие сладости с добавлением солодки традиционные лакомства, а заодно и средства профилактики простудных заболеваний. Потому и сложный состав Кармолис Пастилок, предназначенных для борьбы с симптомами простуды, не обошёлся без солодки, проверенной даже не веками – тысячелетиями!