Сладкий – наш самый любимый вкус с младенческого возраста. Жаль, но обычно сладости со здоровым образом жизни мало совместимы: легкоусвояемые углеводы – источник лишних калорий, к химическим подсластителям многие относятся с опаской. К счастью сладкоежек, людям уже давно известна стевия – трава, которая слаще сахара.
Первыми стевию распробовали индейцы южноамериканского племени гуарани – в их землях родина растения, которое они называли «каа-хее» («сладкая трава») и добавляли в различные сборы и чаи. В том числе, в матэ.
В XVI в. со вкусом сока стевии познакомились европейцы, а испанец Педро Эстеве, врач из университета Валенсии (на учёной латыни писавшийся как Петрус Стевиус) создал первое ботаническое описание «сладкой травы» и дал ей собственное имя: «стевия».
Сладкими травами мир трудно удивить: в той же Южной Америке плантации сахарного тростника занимают огромные площади, так что на стевию долго не обращали внимания, только местные жители продолжали добавлять её в рецепты своего традиционного чая.
Всё изменилось в 1931 г., когда французские химики М. Бридель и Р. Лавьей установили, что сладкий вкус стевии придают не сахара-углеводы, а особые гликозиды (стевиозиды и ребаудиозиды), экстракт которых (стевиол) оказался слаще сахарозы в 250 раз!
В отличие от сахаров, стевиол не участвует в обмене веществ, он просто «обманывает» рецепторы языка, отвечающие за восприятие сладкого, и его пищевая ценность равна нулю. Стевия сразу же привлекла внимание как возможный подсластитель для больных сахарным диабетом, но изучение затянулось, потом началась мировая война, после в моду вошли химические подсластители – сахарин, сукролоза, цикламаты... Их было куда проще и дешевле получать в огромных количествах, чем культивировать тропическую траву и извлекать из неё стевиол.
У сладкой «химии» выявились свои недостатки, прежде всего – неблагоприятные побочные эффекты. Первыми вспомнили о природном «сверхсладком» веществе японцы и развернули программу культивирования стевии в 1960-х годах. В 1982 г. в Японии был поставлен первый рекорд: в пищу за год употребили 1000 т. Стевии.
Места под посевы на островах не хватало, землю под плантации арендовали у соседей – в Китае, Южной Корее, на Тайване, в Таиланде – и местные жители тоже оценили сладость. Начался настоящий бум стевии, даже в СССР была выработана своя программа по её разведению и появились собственные сорта, пригодные для нашего климата.
Долгое время шли споры, безопасна ли стевия. Первый запрет на её употребление ввели в США в 1958 году на основании того, что не было сведений о длительном и безопасном применении растения! Все века употребления в Парагвае и соседних странах «не засчитали»: ведь там употребляли чай, в состав которого входила эта трава, а не её листья отдельно.
По странному совпадению в том же году было выдано разрешение на применение сахарина, массовое производство которого только-только успели наладить. Но в 2006 году во всех дебатах поставило точку исследование Экспертного комитета по пищевым добавкам Всемирной Организации Здравоохранения: гликозиды стевии не вызывают мутаций и раковых заболеваний (чем долго пугали их противники), не токсичны при нормальном употреблении в пищу.
У стевиозида обнаружились фармакологические эффекты, полезные при гипертонии и сахарном диабете 2 типа – заболеваниях, характерных для людей с лишним весом.
Теперь специалисты работают над новыми лекарствами для устранения последствий нездорового образа жизни. А те, кто заботится о своем здоровье заранее, могут смело устроить себе «сладкую жизнь» с натуральной и полезной заменой сахару. В том числе – при лечении и профилактике простудных заболеваний: скоро в продаже появятся Кармолис Пастилки со стевией!