Фенхель и укроп, хоть и относятся к разным родам семейства Зонтичные, но внешне их можно перепутать, и оттенки пряного запаха различат не все. Одно время фенхель называли «укроп аптечный», подчёркивая его лекарственные свойства. Очень выраженные и очень разные.
Название «фенхель» произошло от латинского «feniculum» – «сено»: на Апеннинском полуострове он считался обычной травой, хоть и весьма полезной в разных случаях. Берега Средиземного моря считаются родиной фенхеля, а какие именно – неизвестно: слишком широко он распространился.
У древних греков фенхель назывался «марафон» – как место, в котором в 490 г. до н.э. произошла знаменитая битва с войском персидских захватчиков. Называлось ли оно так потому, что там росли большие поля фенхеля, или во время боя греки обратили особое внимание на запах травы, среди которой пришлось сражаться – неизвестно, но само растение с тех пор почиталось как оберег от злых сил.
По одной из версий легенды о Прометее, даже божественный огонь был доставлен людям в стебле не камыша, а фенхеля: его сердцевина при высушивании тоже хорошо горит, к тому же фенхелевый трут почти не гаснет на ветру – сказывается высокое содержание в стебле горючих эфирных масел. До XIX в. н.э. на некоторых греческих островах сохранялся обычай переносить огонь из дома в дом в сердцевине фенхеля!
Лекарственные свойства ароматных «зонтиков» были известны ещё в Древнем Египте. В трактате, написанном примерно в 1600 г. до н.э., настойка фенхеля прописывалась при вздутии живота. Точно так же и в наши дни грудным младенцам дают «укропную воду», в основе которой – эфирное масло семян фенхеля.
В качестве лекарства с древнейших времён использовали разные части растения – и листья, и стебли, и корни. Отвар мелко измельченного фенхеля рекомендовали Гиппократ, Парацельс, Авиценна, и не только при кишечных недомоганиях и коликах, но и как общеукрепляющее средство, противовоспалительное, для обработки ран (не исключено, что именно в таком качестве греки и оценили по достоинству фенхель после битвы при Марафоне!), для облегчения регулярных женских проблем, для улучшения выработки молока у кормящих матерей.
Римляне же лечили «сеном» буквально всё – от воспаления глаз до змеиных укусов. И ели все его части – от крупного корня, похожего на сельдерейный, до семян, которые жевали для утоления голода (этим нехитрым рецептом пользовались и средневековые монахи во время постов) и улучшения запаха изо рта (аромат фенхелевого масла напоминает анисовый).
С анисовыми же каплями и лакричным экстрактом «укропную воду» смешивали до начала ХХ века, чтобы получить популярный грудной эликсир – «капли датского короля». Сочетание биологически активных веществ аниса, солодки и фенхеля давало прекрасный противовоспалительный и отхаркивающий эффект, способствовало разжижению мокроты и уменьшению боли в горле и груди. В Северной Европе, где из-за сырого климата простудные заболевания были настоящим бедствием, считалось, что «капли датского короля могут вылечить даже от смерти»!
В наши дни отхаркивающие, противовоспалительные и дезинфицирующие свойства фенхельного масла используются в Кармолис Пастилках. В сочетании с анисом (входящим в состав кармолового масла – основы препаратов Кармолис), солодкой, эвкалиптом, алтеем, мятой и другими растениями, которые благодаря современным технологиям готовы в любой момент и наилучшим образом поделиться своими целительными силами, известными с древнейших времён!